Социальный педагог из новозыбковской СОШ №4 Тамара Стрелюкова совмещает в себе роли психолога, аналитика, организатора и юриста
Социальный педагог в современной школе — фигура значимая и необходимая. Он оказывает поддержку всем участникам образовательных отношений, помогает детям пройти процесс социализации и адаптации, учит вести себя в различных ситуациях, решать конфликты и делать все для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в социуме. А помимо этого «на плечах» специалиста лежит организация школьного питания, оздоровления, посещение подучетных семей, ведение социальных паспортов и многое другое.
«Социальный педагог знает всё про всех, — говорит Тамара Алексеевна, — и про детей, и про родителей. Особое внимание, конечно, уделяется подучетной категории — многодетным, неблагополучным, семьям, а также семьям, в которых дети находятся на опеке. Их адреса я знаю наизусть, минимум раз в четверть посещаю, а то и чаще. Была у меня несколько лет назад многодетная семья, в которой девочка-восьмиклассница перестала ходить в школу, просыпала. И я каждое утро ходила ее будить. Ситуация исправилась. Девочка благополучно окончила школу. Сейчас она уже вышла замуж, своего ребенка воспитывает. А встречая меня, всегда здоровается, улыбается и благодарит. Дети помнят хорошее отношение». И подобных историй у Тамары Алексеевны за ее большую педагогическую деятельность, которая началась еще в 1989 году, масса.
Тамара Стрелюкова с детства знала, что будет учителем. «Примером и образцом для подражания для меня стала моя первая учительница из замишевской школы Евгения Павловна Светличная, а также завуч Павел Семенович Баулин. Это были педагоги с большой буквы». После школы Тамара поступила и успешно окончила БГУ по специальности «учитель начальных классов», работала в святской школе, потом в замишевской, а затем прошла двухгодичные курсы на факультете социальной педагогики в СГПУ им. Ленина в Москве, получила квалификацию педагог-психолог. И в 1994 году вернулась в родную замишевскую школу в новой ипостаси, проработав там вплоть до 2007 года. А последние 15 лет Тамара Алексеевна занимает должность соцпедагога в школе №4. «Конечно, обязанности гораздо шире, но работа с детьми для меня не нагрузка, а удовольствие. Особенно, когда видишь результат своего труда, когда помогаешь», — говорит собеседница.
Соцпедагог уверена, что главное в работе — предупредить возможную конфликтную ситуацию, объяснить, что такое толерантность и доброта. Но если конфликт все-таки происходит, с детьми проводится индивидуальная беседа, приглашаются родители, выслушиваются обе стороны, в процессе разговора достигается понимание и осознание причин возникшей ситуации. «Такие беседы учат детей уметь слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, понимать, что все мы разные, что нужно выражать свои мысли так, чтобы не обидеть собеседника, уметь признавать свою неправоту и нести ответственность за свои действия. А родителям при каждом удобном случае напоминаю, что все идет из семьи. Недостаток родительского внимания негативно отражается на поведении ребенка в школе. Кто-то из родителей это понимает и пытается исправить ситуацию, а кто-то, к сожалению, нет. С высоты своего опыта и наблюдений могу сказать, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно добиться хорошего результата. Воспитание начинается в семье и продолжается в школе».
Работа социального педагога требует огромного терпения, выдержки и самоотдачи. И очень важно, чтобы ребенок не боялся соцпедагога, а доверял ему. «Нужно любить детей, видеть в каждом личность, — делится секретом успешной работы Тамара Алексеевна. — И, безусловно, постоянно совершенствовать своё мастерство, заниматься самообразованием, обмениваться опытом».
Помимо знания нормативно-правовых документов, которые регламентируют работу социального педагога, он должен разбираться в психологических и возрастных особенностях учащихся, изучать самые разнообразные темы – от принципов здорового образа жизни до правил пожарной безопасности.
Но самый лучший и надежный показатель работы — когда ученики встречают соцпедагога с радостью, здороваются в коридорах, улыбаются, делятся своими историями. «Именно это мотивирует меня развиваться, двигаться дальше, — признается Тамара Стрелюкова. — Ведь отдавая, взамен я получаю значительно больше. Я испытываю удовлетворение от того, что приношу пользу людям. Когда удаётся реально помочь ребёнку стать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества».