Тайны особняка Осипова в Новозыбкове: офис или жилой дом?
Реставрация уникальнейшего не только для нашего города, но и для Брянщины памятника архитектуры продолжается вот уже 10 лет. И только сейчас дом обретает завершенный вид: восстановлена красивейшая башня с флюгером, фасад оштукатурен и радует горожан своей чистотой, а в окнах играют солнечные лучи. А ведь город мог потерять это здание навсегда. В 2014 году, когда его выкупил Дмитрий Кузин со своей супругой Натальей Красновой, дом выглядел плачевно. Башня рисковала упасть, в комнатах – запустение и разруха. Особняк до конца прошлого века использовали под образовательные заведения. Здесь была библиотека и несколько учебных классов третьей школы. Для удобства здание перестраивалось внутри, появлялись элементы новодела, уникальный облик памятника стирался.
Но так было не всегда. Расцвет особняка относится к началу XX века. По сведениям БТИ здание датируется 1898 годом. Однако при реставрации был найден лист календаря с датой – 29 февраля, среда. Такой день мог быть только в 1912 году. Потому и предположительные сроки постройки – 1910-е. Дом возвел купец Григорий Осипов, известный в Новозыбковском уезде меценат и владелец спичечного производства. А своим появлением на свет здание, по легенде, обязано … любви. Да-да, именно так. Дом был построен Григорием Осиповым для возлюбленной Галины. Купец полюбил эту девушку, но их брак не был благословлен отцом. В итоге Галина вышла замуж за управляющего софиевским имением Осипова – господина Щекина. Однако Щекин проиграл Осипову 17000 рублей и в качестве «уплаты долга» отдал свою жену фабриканту. Галина, к удивлению мужа, согласилась. Развод и новый брак были официально оформлены священником за взятку в 100 рублей. Эту ситуацию описал новозыбковский краевед Александр Георгиевич Кублицкий в своих работах: «Возвратившись из церкви после венчания в свое имение, супруги застали посреди зала застрелившегося сына, не вынесшего поступка матери. Галина, шла молва, тут же поседела. Григорий Федорович для своей семьи решил построить в Новозыбкове роскошный особняк. Определили площадку для него, утвердили проект, и специально подобранные мастеровые, в том числе резчики по дереву, принялись за работу. Около трех лет строилось красивейшее здание, радующее нас и по сей день». Дом получился достаточно современным: в нем был телефон под номером 12, водопровод и канализация, причем отдельно для «чистых» и «грязных» нужд, был своего рода «титан» для теплой воды, электричество. А легенды говорят нам еще и о прекрасном золотом будуаре хозяйки особняка Галины. Но в ходе реставрации Дмитрий Кузин пришел к выводу, что дом, скорее всего, был парадно-рабочим. Внизу была зала для приема гостей, бильярдная, с отдельного входа – кухня. А на втором этаже располагался кабинет, рабочие комнаты для писарей и всего две спальни – детская и хозяйская. Об этом говорят надписи на бревнах – «зал», «пис», «каб». Их новый владелец нашел, когда в самом начале перебирал дом по бревнышку. Кроме того, Дмитрий Кузин считает, что рубили здание не в Новозыбкове, а в Злынковском районе, в Софиеевке, где и располагалось производство фабриканта Осипова. Причем, когда привезли сруб на место, оказалось, что фундамент шире, чем планировалось, пришлось «растягивать» дом, добавлять «вставки» в венцы на втором этаже. Что же касается будуара, переливающегося золотом и драгоценностями, то вероятнее всего эта легенда появилась из-за цвета обоев в комнате – они были бордовыми с золотым отливом и при попадании солнечных лучей создавали эффект золотого свечения.
Дом Осипова – кладезь тайн и секретов. Например, в нем был горизонтальный дымоход – боров. На крышу от предположительно 10 печей выводились всего две трубы. А все «отводы» шли по чердачному помещению и соединялись в двух местах. Освещение в коридоре было через встроенный фонарь-колодец. Свет в него попадал через окно на крыше и рассеивался по проходной части дома. В парадных комнатах на стенах была гипсовая штукатурка, а на втором этаже, в рабочих помещениях, – глиняная. Удивителен и предмет роскоши, который Дмитрий Кузин обнаружил. На потолке была лепнина из папье-маше, достаточно дорогого материала. С чем это может быть связано, так и не удалось понять. Кроме того, преподнесли сюрприз и красивейшие мавританские окна. Оказывается, на месте одного из них была дверь, и не простая, а конюшенная, как бы разрезанная пополам, и можно было открывать отдельно верхнюю или нижнюю её часть.
У дома своя собственная история, в которой много нюансов, несостывок. Дмитрий Кузин делал запрос в архив соседнего Чернигова, но никакой информации из него почерпнуть не удалось. Крупицы сведений есть в Новозыбковском краеведческом музее. А потому выводы об истории особняка его владельцу приходится делать самому. Дом удивляет смешением множества стилей: это и мавританский (окна на входе, арка в зале на первом этаже), и русский модерн в сочетании с классицизмом и деревянным зодчеством (красивейшая резьба над окнами, которую, к слову, еще предстоит восстановить), есть и испанские мотивы, и намёк на стиль французских шато (стиль «шатоэск»).
Облик особняка, который застали горожане во второй половине XX века, далек от изначального. Так, к примеру, на уровне первого этажа башни, как выяснилось, было подобие балкона. Строители нашли кирпичный фундамент в земле перед башней. А возле центрального входа было еще одно крыльцо, вместо мавританского окна. Как предполагает Дмитрий Кузин, сделано оно было для того, чтобы Григорий Осипов мог попасть на прилегающую территорию, не обходя дом ни с одной стороны.
Особняк постараются сделать таким, каким его видели жители Новозыбковского уезда сто лет назад. Энтузиазму и терпению Дмитрия можно только позавидовать. Специалистам осталось провести коммуникации, вернуть на место резьбу и шпили, отреставрировать внутреннее убранство дома. И старинное здание возродится, чтобы радовать глаз новозыбковцев долгие годы.