Главный праздник православных
Пятница
Великая Пятница (26 апреля 2019 г.). Самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа на Голгофе. Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на Кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы — шитого изображения снятого с Креста Тела Спасителя.
В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году. В Великую пятницу не служится Божественная литургия, так как считается, что в этот день Сам Господь принес себя в жертву.
Суббота
Великая суббота (27 апреля 2019 г.) — день, когда «да молчит всякая плоть», день внутренней сосредоточенности, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. День Страстной субботы — день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, где он был погребен снявшими Его с Креста. Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад и выводит оттуда души праведников.
Все дни Страстной недели, параллельно с напряженными богослужениями, идет и подготовка к встрече Христа Воскресшего. В субботу все стремятся освятить куличи, пасхи и брашно (то есть мясо и яйца), с тем, чтобы потом, после праздничного пасхального богослужения разговеться. Само по себе освящение пищи означает, что мы получаем благословение на ее принятие.
Воскресенье
Светлое Христово Воскресение (28 апреля 2019 г.) — величайший христианский праздник. Торжественная пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется светлая пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым. Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40‑й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!»
Традиции
Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.
Поначалу яйца красили только в красный цвет, олицетворяющий пролитую кровь Христову, и много позже пасхальный стол стали украшать ими, окрашенные в другие цвета – желтые, голубые, зеленые, фиолетовые. То ли кто-то когда-то случайно окрасил каким-то природным красителем яичную скорлупу, то ли кто-то намеренно захотел поэкспериментировать – неважно. Сейчас яйца окрашивают купленными красителями или по старинке – натуральными, из того, что есть в доме. Так ягоды черники окрасят их от голубого до насыщенного фиолетового, куркума – от бледно-желтого до глубокого оранжевого, листья крапивы, шпината, петрушки – в зеленый, а краснокочанная капуста вопреки логике окрасит скорлупу в синий цвет.
В пасхальном куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание и милосердие к людям.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима.