Профессия — режиссёр

Фильмы нашего земляка Григория Рошаля очень редко показывают по ТВ, даже на канале «Культура». Нечасто его имя появляется в воспоминаниях известных деятелей кинематографа. И хотя в наши дни он малоизвестен, нельзя назвать Григория Львовича неважной или неинтересной фигурой в истории кино СССР.
Он родился в 1899 году и жил в Новозыбкове вплоть до поступления в петербуржское Тенишевское училище. Про малую родину Григорий Львович оставил немного воспоминаний, но короткие заметки в его мемуарах с нежностью и ностальгией упоминают небольшой город Новозыбков. Здесь он впервые познакомился с кинематографом, когда ходил вместе с семьей на показы французских новостных короткометражек.
Во время учебы в Санкт-Петербурге Григорий Рошаль примкнул к революционному движению. В 1918 году молодой Рошаль поехал на работу в Наркомпрос Украины, потом был переведен в Азербайджан. Его специализацией в те годы была педагогика, Григорий Рошаль занимался созданием детской студии в Кисловодске. Позже, переехав в Москву, он работал в Наркомпросе РСФСР инструктором по вопросам театра в школе.
Любовь к театру привела Григория Львовича на занятия в Государственных высших театральных мастерских. На этих занятиях он встретился и сдружился со своими будущими коллегами – первым поколением кинорежиссеров СССР. И сам постепенно вошел в новое искусство.
Среди выпускников курсов было немало знаменитостей, самым известным был Сергей Эйзенштейн. Молодые люди начали работу на третьей кинофабрике, которая позже была переименована в «Мосфильм». На кинофабрике Григорий Рошаль снял свою первую картину – экранизацию-интерпретацию «Недоросля». Сценарий для фильма написали Вера Строева, жена режиссера, и Серафима Рошаль, его сестра. Параллельно с кино Григорий Рошаль продолжал заниматься театральным искусством, был главрежем и худруком московского Педагогического театра.
За четыре года, с 1949 по 1952, он снял три своих самых важных фильма. «Академик Иван Павлов», «Мусоргский» и «Римский-Корсаков» — биографические картины о сильных, неординарных личностях. Сейчас они выглядят немного наивно из-за проглядывающего советского пафоса, обличения правящих сословий и революционного подтекста.
Но в них очень хорошо показаны герои — академик Павлов, композиторы Мусоргский и Римский-Корсаков. До сих пор эти воплощения знаменитых людей на экране вызывают уважение. Их объединяет стремление постоянно двигаться вперед, познавать новое, учить этому новому своих современников. Они этакие супергерои в своей сфере – люди, талантом и трудом добившиеся величия и не заботящиеся о славе.
Картины про академика Павлова и Модеста Мусоргского принесли Григорию Рошалю две Сталинские премии первой степени. К нему пришла всесоюзная известность, он стал одним из самых уважаемых и известных работников кино того времени. И на несколько лет полностью отошел от самостоятельной режиссуры. Начал преподавать во ВГИКе, учить молодое поколение.
Воспоминания современников мало описывают Григория Рошаля, говорят в основном о его бурной молодости, учебе у Мейерхольда и дружбе с более известными тогда современниками. Мемуары его учеников дают гораздо более полную картину. Становится понятно, что своих персонажей он немного списывал с себя. Порою казался студентам невыносимо скучным, сухим, полностью погруженным в теорию. А потом неожиданно и мгновенно «взрывался» новой идеей. Всех учеников тянул за собой – пробовать что-то необычное и новое. Из-за сложного и непредсказуемого характера он даже стал прототипом режиссера в известном мультике «Фильм! Фильм! Фильм!».
Григорий Рошаль скончался в 1983 году. Свой последний фильм снял за 16 лет до смерти. Всё больше его интересовали преподавание и научная работа. После ухода из ВГИКа он учил педагогике молодых режиссеров в Московском институте культуры. Написал огромное количество статей о проблемах искусства кино. Некоторые из них в киновузах до сих пор раздают студентам на первом курсе – старые брошюры в потрепанных тонких переплетах.
Почти нет информации о том, когда и при каких обстоятельствах Григорий Рошаль возвращался на малую родину. Слишком мало точных сведений сохранилось о его жизни, ведь быть крупной публичной фигурой режиссер никогда не стремился. Ещё в 1980-х улицу Замишевскую, на которой он когда-то жил, назвали его именем. Но сейчас даже на Новозыбковщине мало кто вспоминает нашего талантливого земляка. Но всё же, если вам повезет увидеть в эфире ТВ один из его фильмов, скорее всего по каналу «Культура», — не спешите переключать канал. Поверьте, вы не пожалеете.
Фото: tviz.tv