«Была война, но вы пришли живыми…»
11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских лагерей. День радостный и скорбный. Радостный – от осознания, что выжили и уцелели, скорбный – от невыносимых страданий и невосполнимых потерь. 75 лет прошло с той победной весны.
Не поддаётся осмыслению то, что пережили люди, находясь в фашистских застенках. Они голодали, жили в нечеловеческих условиях, их унижали, били, над ними издевались, их заставляли много и тяжело работать. Разве найдутся слова, которыми можно описать те муки, тот кошмар, которые им довелось испытать! Как же надо ненавидеть людей, чтобы так жестоко с ними обходиться! Но эти люди выстояли, они дождались освобождения, их не удалось сломить, поставить на колени.
Судьба Василия Ивановича Чечика тому подтверждение. Он родился 15 февраля 1927 года в селе Замишево. В семье Ивана Тимофеевича и Софьи Прокофьевны Чечик, кроме Василия, было ещё четверо детей: сын Фёдор и три дочери Любовь, Валентина и Клавдия. «Университеты» Василия были короткими: в 1939 году он закончил пять классов Замишевской школы и стал работать в колхозе «Карна».Началась война. Территория села была оккупирована немцами. Тяжело жилось в это время. Зверства фашистов, частые бомбёжки, расстрелы мирных жителей при любом подозрении в связи с партизанами. К лету 1943 года наметился перелом на фронте, немцы понимали, что их положение уже пошатнулось и потому особенно ожесточились. В тот год Василию Ивановичу исполнилось 16 лет. 20 июня он был схвачен и угнан в Германию. Начались его страшные мытарства по лагерям.
Уже 20 августа 1943 года он был определён в концлагерь Освенцим (Аушвиц) под № 137323. Этот ненавистный номер остался у него на левой руке на всю жизнь. Ему была присвоена категория «политический, русский, гражданский рабочий». Почти год Василий Иванович пробыл в Освенциме, а 24 июня 1944 года был переведён в концлагерь Бухенвальд (команда Люпкенфорд). 20 января 1945 года он оказался в концлагере Миттельбау. Сначала в команде Нордхаузен, потом в команде Харцунген. Голод, холод, издевательства, унижения пришлось пережить всем, кто оказался в фашистских застенках. Василий Иванович очень не любил об этом вспоминать, а тем более говорить. Многие погибли там. Он же выжил и был освобождён в мае 1945. Ему только исполнилось 18!
Василию Ивановичу, как и многим узникам концлагерей, жилось нелегко и после освобождения. Сталин считал всех, кто прошёл концлагеря, предателями и не терпел этих людей. Поэтому дальше – проверка в спецлагере КГБ, потом стройбат, перевод в г. Александровск Пермской области, затем Магадан. И так до полного освобождения в 1950 году. Такая вот судьба.
Освободившись, он прибыл на родину, где и узнал, что его отец, Чечик Иван Тимофеевич, солдат 169 стрелковой дивизии, был убит 24 февраля 1944 года в Белоруссии, на Гомельщине, под Рогачёвом. Мать поднимала четверых детей одна, замуж так и не вышла, благо рядом была сестра Евдокия и брат Иван. Так и держались друг за дружку, так и выживали.
В 1952 году Василий Иванович женился, в 1955 у него родилась дочь Татьяна. Жилось непросто, бедно, трудно. Но что были для него эти трудности после фашистских застенков! «Я жив. Руки — ноги есть, работать умею, прорвёмся!», — говорил он. Василий Иванович работал в совхозе «Боевик», построил добротный дом, дождался внука и двух внучек, ещё довелось и правнука понянчить.
Как и другим узникам концлагерей, ему непросто жилось и при других руководителях страны. Хрущёв и Брежнев им не доверяли, Горбачёв и Ельцин относились настороженно. А их вина и была только в том, что жить пришлось в такое суровое время. Долгое время День Победы был для Василия Ивановича, как и для других узников, грустным праздником. На них не обращали внимания, их сторонились, смотрели с недоверием, шептались за спиной: они были в лагере, как будто туда они по доброй воле попали! Потом, когда им была выделена весьма скромная финансовая помощь от Германии, многие завидовали, чиновники творили произвол, травили их души незаслуженными упрёками. Они были лишены льгот и надбавок к пенсии. Но, слава Богу, всё потихоньку стало меняться!
Ему посчастливилось дожить до того времени, когда стало возможным документально подтвердить то, что с ним произошло. В 1993 году через Международный Красный Крест в г. Женева он обратился в Международную Службу Розыска с просьбой подтвердить его пребывание в фашистских концлагерях. Ответ пришёл только через пять лет. Всё проверялось долго и тщательно. 27 августа 1998 года из Бад Арользена он получил официальный документ – выписку, в которой содержались все имеющиеся данные о его аресте и заключении. Архивариусы извинялись за столь поздний ответ из-за большого количества поступления запросов в их адрес. Теперь у него на руках был документ, подтверждающий его мытарства! Наконец в 2004 году государство повернулось-таки лицом к этим людям, им были предоставлены ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы. Грустно, что всё это пришло так поздно. Сколько времени было потеряно, сколько людей обижено! Василий Иванович дождался справедливости, а ведь многие так и ушли, не узнав этого. Его не стало в год 60-летия Победы, 5 июня 2005 года, ему было 78 лет.
Сколько их осталось сейчас? Так же мало, как и ветеранов. Их надо окружить заботой и вниманием, засыпать поздравлениями ко Дню Великой Победы. Пусть как можно больше радости, прав и льгот будет у этих людей хотя бы в конце жизни!