София Коханова, 10-классница школы № 3 об учительнице Маргарите Ивановне Алиевой
Посередине небольшой проходной комнаты стоит старый комод ещё советских времён на высоком цоколе с четырьмя большими ящиками. Он уже не вписывается в современный интерьер и выделяется своей грубой массивностью дерева и коричнево-чёрным цветом, выгоревшим и потертым со временем. На ящиках еще сохранились металлические накладки для украшения замков. Сами замки поломаны, да и ключи к ним давно уже потеряны. Сколько лет стоит здесь комод, никто уже точно сказать не может. Давно в доме он живёт своей жизнью. Как древний сторож-старик бережно собирает уже больше полувека и хранит в себе историю большой семьи Ивановых. Знает он всё, что аккуратно сложено в каждом ящике: старенькие альбомы с уже пожелтевшими от времени фотографиями, папки и пакеты с документами, маленькие и большие семейные реликвии.
В самом нижнем ящике — письма. Вот три стопки писем, аккуратно перевязанных розовыми атласными лентами, — от сыновей из армии. Рядом с цветной коробке – письма от дочерей. А в большой папке, с ленточками, завязанными бантиком, большая стопка поздравительных открыток.
Много лет собирала и хранила эти открытки Маргарита Ивановна. Каждый раз, когда приходила очередная, женщина развязывала ленточки, доставала открытки, перебирала одну за другой, медленно перечитывала, внимательно вглядываясь в строчки. За ними целая жизнь. И воспоминания…
«Привет, Ритка! Поздравляю тебя с 1957 годом! Желаю творческих успехов, послушных учеников! Как устроилась? В каких классах преподаёшь? Пиши всё подробно!..» Это открытка от однокурсницы Жени Синицыной.
И вспоминается день, когда все вместе собрались в последний раз. Уже в торжественной обстановке получены дипломы с такой долгожданной записью «учитель математики», высказаны все пожелания, встречен рассвет, осталось распределение…
Длинный институтский коридор. За дверью – комиссия. Валя едет в Комсомольск, Женьку распределили в Псковскую область, Зинка успела выскочить замуж и остаётся в городе, будет работать в Деменской школе.
Рита вошла в кабинет. За столом, покрытым красной скатертью, сидела комиссия, возглавляемая ректором Павлом Петровичем. Сдвинув очки на кончик носа, он поверх них посмотрел на девушку.
—Так-так, Иванова,—проговорил он, протягивая слова и одновременно заглядывая в какую-то папку. – Иванова Маргарита Ивановна… активистка… спортсменка… разряд… художественная самодеятельность…гитара… Так, Иванова Маргарита, Вы направляетесь в село Бабаюрт Дагестанской АССР. Желаем Вам всего хорошего. Он протянул девушке свою большую крепкую руку, долго тряс её руку, всё повторяя: «Желаем всего хорошего!»
Село Бабаюрт? Да, старинное кумыкское село Бабаюрт. Одна мечеть, медпункт с вечно сонным фельдшером, школа. Школа № 1, большая, двухэтажная с панелями синего цвета, деревянными свежевыкрашенными полами, с рядом высоких дверей со стеклом до половины с одной стороны и окнами с большими форточками – с другой…
Семнадцать лет работы в Бабаюртовской школе пролетели как один день. Сколько пережито: грустного и весёлого, трагического и счастливого, серьёзного и курьёзного. Всё помнится. И первое сентября 1956 года, когда молодая учительница математики Иванова Маргарита Ивановна пришла на первый свой урок. И класс, в котором учились русские, кумыки, аварцы, ногайцы, даргинцы, лакцы, чеченцы. Разные дети, разные судьбы…
«Уважаемая Маргарита Ивановна! Поздравляю Вас с праздником, днём учителя! Желаю крепкого здоровья, успехов в вашем нелёгком, но таком нужном труде! Семейного Вам благополучия! С уважением, ваш ученик Геннадий Шпигун. 1965 год».
Хорошо помнит Маргарита Ивановна невысокого худощавого мальчика с большими пытливыми глазами.Часто Гена приходил в дом Маргариты Ивановны и Азиза Магомедовича. Очень любил играть с их дочкой Фатимой. Сидят тихонько, что-то рисуют. А потом Фатя бежит к матери:
— Мама, смотри, какого Гена мне Соловья-разбойника нарисовал!Он очень злой! Но Илья Муромец – сильный, он с Соловьём-разбойником справится!
— Конечно, дочка, ведь добро всегда побеждает.
Любил Гена семью Алиевых за гостеприимство, открытость и доброту. В дом к ним всегда без приглашения прийти можно было. Приходил. Помогал по хозяйству, когда Маргарита и Азиз на работе были. За малышами приглядывал. А больше за советом обращался. Знал: здесь всегда выслушают, правильно рассудят, подскажут и помогут. Бабаюрт – село многонациональное. Известно, кавказцы – народ эмоциональный, характерный. Маргарита Ивановна – человек спокойный,рассудительный, советовала: « Анализируй свои поступки, смотри на жизнь через призму добра»…
С удовольствием шёл Гена на уроки математики. Строго спрашивала Маргарита Ивановна знание предмета, требовательна была. Но делала это как -то по-особенному, по-матерински. Детская душа ведь всегда открыта теплу, доброте, человечности. Учился прилежно, отлично, внимательно слушал учительницу…
«Здравствуйте, Маргарита Ивановна! Поздравляю Вас с праздником 8 Марта. Здоровья вам, благополучия… С благодарностью вспоминаю Ваши уроки… Ваш ученик…
Много лет Гена Шпигун присылал своей любимой учительнице поздравительные открытки. Последняя была с праздником 8 Марта 1999 года. Больше поздравлений не было…
Геннадий Николаевич Шпигун, российский государственный деятель, генерал-майор милиции, полномочный представитель МВД РФ в Чеченской Республике трагически погиб в 2000 году. Честный и справедливый, он жил так, как учила его любимая учительница: «Живи честно, анализируй свои поступки, смотри на жизнь через призму добра, справедливости и человечности»…
В нижнем ящике старого комода – письма. Три стопки писем от сыновей из армии, в цветной коробке письма от дочерей, в большой папке с ленточками, завязанными бантиком, поздравительные открытки. Люда, Ходия, Юлдус, Мустафа, Зугра, Ася, Магомед, Сакинат… А рядом в маленькой коробочке медаль «Мать-героиня». Пятерых детей воспитала Маргарита Ивановна, учила жить честно, по совести, быть добрыми и справедливыми. Тому же учила своих учеников. Тихий свет благодарности к своему учителю за уроки жизни живёт в сердцах людей разных судеб и профессий в разных уголках нашей огромной многонациональной страны. И каждый из них помнит своего наставника, учителя Иванову (Алиеву) Маргариту Ивановну, которая не только привила своим ученикам любовь к точным предметам, но и научила делать сравнительный анализ во всём, даже в человеческом общении.