В Новозыбкове обучают древнему мастерству ткачества
В Детской художественной школе возобновились занятия для преподавателей и сотрудников Домов культур региона. В стенах учебного заведения все осенние каникулы велась работа в рамках проекта «В гости к терешечке», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.
За новыми знаниями в области ткачества прибыли представители Новозыбковского, Злынковского районов. Кроме того, в гости приехала преподаватель колледжа дизайнерского и декоративного искусства РГПХН им. Строганова Светлана Чуракова. Всем желающим кураторы проекта Юлия Назарова и Виктория Ковалева раскрыли секреты мастерства.
Ручное ткачество – древнейший способ обработки волокнистых материалов и один из самых интересных видов декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только умелых мастериц, но не оставляет равнодушными обычных зрителей.
Виктория Ковалева,
куратор проекта «В гости к терешечке», преподаватель Новозыбковской детской художественной школы:
— В колледже декоративного искусства изучала разные орнаменты, как они строятся, а в своей дипломной работе уже использовала богатый опыт Новозыбковского района. Когда пришла преподавать в художественную школу, поняла, что мы живем в современном мире, и чтобы вещь не теряла актуальность в нашем интерьере, нужно правильно расставлять акценты: поработать с цветом, техникой, вдохнуть в орнамент современность. Цель на каждом занятии с детьми – заинтересовать их, показать технику терешечки и при этом создать что-то новое. Не каждый ребенок будет ткань рушник, а вот, к примеру, панно – запросто. На выпуске дети пробуют себя в дизайне одежды: придумывают модели, стилизуют их.
Светлана Чуракова,
преподаватель Колледжа Дизайна и Декоративного Искусства ФГБОУ Российского Государственного Художественно-Промышленного Университета им. С.Г. Строганова:
— Новозыбков самобытен, в регионе появляются новые цвета в ткачестве. Совершенно другая техника. Все это нужно передавать по наследству. А передавать мы можем, только когда кого-то обучаем. Учим детей, чтобы они в будущем могли научить своих детей. Ткачество не умирает, его можно использовать и сейчас. Но только нужно приспособиться под современные условия: к примеру, ввести орнаменты в одежду, чтобы показать свою аутентичность.
Людмила Бондаренко,
преподаватель Новозыбковской детской художественной школы:
— Этот проект увлек нас всех. Сначала мы работали на бердах, теперь на станках. И то не на больших. Работа затягивает. Я была удивлена на первом занятии с детьми: у них все получается быстрее, качественнее, чем у взрослых. Мы были поражены, что ребята могут так быстро уловить знания и сделать качественное изделие. Параллельно показываем ткачество и в Сновском ДК. Даже для сельских жителей это мастерство в новинку. Но интерес есть. Рассказываем о происхождении станка, позволяем попробовать себя в роли мастериц. Сам процесс очень понравился ребятам и заинтересовал, и возможно, станет стартом возрождения старинного угасающего промысла в родном селе.
Галина Клименок,
руководитель ДК села Верещаки Новозыбковского округа:
— Эту работу нужно было делать еще вчера или даже позавчера, заниматься ткачеством, фольклором. Еще лет 10 назад мастерство могли показать наши бабушки. Мы еще как-то сохраняем традиции в народном коллективе при доме культуры. А вот найти станок сложно – ни в одном доме, разве что на чердаках. И потому хорошо, что есть такой проект. Возможно, заинтересуются дети и взрослые. У нас в селе есть рукодельница Вера Кудинова. Ее мама знатной ткачихой была. Вера Александровна всегда просила ее научить ткать, да все никак не получалось. А теперь у нее появилась возможность свою мечту осуществить.
У нас в ДК около 700 экспонатов, связанных с жизнью села, со старинным бытом: рушников, вышиванок. Но нам негде их разместить. Сейчас работаем над тем, чтобы создать в селе музей. Времена меняются, и радует, что детям интересен фольклор и наши традиции.
Марина Михальченко,
сотрудник ДК Злынки:
— Мы были весной на первом занятии, которое познакомило нас с этой красотой. Это все было только в музее, а теперь мы можем своими руками это сделать. В музее даже сохранился станок, и, как оказалось, он рабочий. Новозыбковские узоры схожи со злынковскими. Возрождение этих традиций – это очень хорошо. Многие взрослые говорят: «Нам интересно. Неужели все это можно сделать?». Наши мастерицы дома ткут, конечно, половички. Но вот такого формата, как здесь, еще не было!