Новозыбковец Николай Моисеенко видит то, что скрыто от глаз обывателя
Николай — фотограф-любитель. Его кадры ночного неба завораживают. Мириады звезд, кометы, северные сияния — в его копилке работ небо не перестает удивлять. То оно украшено серебристыми облаками, крайне редким природным явлением, а тут вдруг Перун разбушевался и кидает десятки молний, или город погружается в пылевую бурю.
Запечатлеть все эти красоты — задача не из легких. Чтобы получить хотя бы один удачный кадр темного неба, порой нужно выжидать неделями: то картинка выходит неестественной, то звёзды видно не так резко, а то и вовсе получается смазанный или засвеченный кадр. Спонтанная съемка здесь не поможет. Нужно тщательно продумать сюжет, разобраться с теорией: в какой фазе будет луна в день съёмки, в какое время она взойдёт, будут ли на небе облака. Кроме того, воплотить задумку, не ориентируясь в карте звёздного неба, крайне непросто. Помогают специальные приложения. «Пылевую бурю в Новозыбкове ждал несколько дней. По прогнозам видел, что она приближается, отслеживал ее движение, а когда понял: вот оно! — бегом на точку, снимать», — говорит Николай. Только так и удается поймать «за хвост» нужный кадр. Таким же образом «гнался» за грозой и молниями в Новозыбковском округе: «Снять мощный ливень и молнии удалось только издалека. Можно было въехать в бурю, но технику мне все же жалко».
Да и как не жалеть технику, она ведь, считай, раритетная. Николай Моисеенко — любитель советских объективов. У него целая коллекция аппаратов советского времени. Собственно, начинал фотограф еще в годы студенчества с обычной «мыльницы», потом взял у отца большую. Но быстро понял — они не передают ту картинку, которая ему нужна. «Самый уникальный кадр — это заторможенный, а в режиме «авто» фотоаппарат решает за меня, что он будет фотографировать. Я же хотел мануальные режимы, фотографировать ночью, днем некогда. А потому ручной режим, мануальная оптика — и я полностью контролирую кадр», — выдает секреты Николай. Советские объективы с помощью переходников подходят к современным фотоаппаратам. Их приходится искать на сайтах продаж, барахолках, потом перебирать. Каждый из объективов — уникален.
«А что изменилось с советского времени? Появилось больше контрастности, четкости, но принцип оптики никто не отменял. Кто знал, что у муравьев волосатые попки? А советский объектив помог это увидеть, — улыбается фотограф. — У советской техники свой шарм, это как церемония с чаем в Китае, так и работа с этой оптикой».
Премудростей фотоискусства очень много. И наш герой, несмотря на 10-летний опыт фотографии, продолжает их постигать. Но уверен в одном: кадр должен быть один, но самый лучший.
«Как понять технику? Надо ей пользоваться. Год проходил с «Гелиосом», чтобы приспособиться к нему. Когда пользуешься мануальным режимом, кадров в 4 раза меньше, чем с автофокусным, но зато их ценность выше. Каждый кадр приходится вымерять, ходить, думать, пока фокус выставишь, пока диафрагму. А любые недочеты всегда можно в плюс обратить», — говорит Николай.
После такой сложной подготовки на свет появляется ОН — лучший кадр. К примеру, за фото заснеженной елочки с гирляндой пришлось буквально охотиться. Целый месяц Николай ждал снегопад, потом с супругой ехал в лес, «наряжал» елку, заботливо обходя деревце сзади, чтобы в кадр не попали следы. И вот волнующий момент — картинка отобразила именно то настроение волшебства и ожидания чуда, которое задумывал автор.
«Часто отправляюсь в мини-эскпедиции с Алексеем Кудрявцевым. А еще практикую такую тактику: в конечную точку едем на авто, а назад пешком километров 20. Ведь как еще увидеть то, что скрыто от глаз?» — рассказывыет фотограф.
Невидимые нам в обычной жизни звезды, кометы, льдинка да снежинки «открываются» взгляду благодаря не только технике, но и обработке фотографий. Приходится совмещать несколько кадров, прорабатывать горизонт, часто его затенять, чтобы приподнять завесу тайны и устремить взгляд зрителя именно туда, где запечатлено чудо. Николай любит работать на природе, в городе мало пространства, негде развернуться. Излюбленные места — район Опытной Станции, Перевоза, Ущерпья. Но есть в коллекции и работы, выполненные в Мурманской области — Териберке. Это был своеобразный эксперимент: увидеть другую природу, расширить горизонты, почувствовать масштабность пространства. А вообще в мечтах фотографа побывать в горах. Вот там-то точно есть где развернуться, опробовать длиннофокусную технику, поиграть с цветом и красками.
Жена и дети полностью поддерживают Николая Моисеенко. И часто становятся объектами фотосъемки. На детях оттачивается мастерство фокусировки: поймать кадр, когда ребята-непоседы бегают, практически нереально. Но Николай справляется. Фото получаются будто волшебные. Как признается, «нравится управлять камерой, заставлять ее работать правильно».
Фото: Николай Моисеенко