Новозыбковский девятиклассник Егор Шкляр занял второе место в областном литературно-творческом конкурсе
Егор учится в шестой школе, параллельно занимается каратэ в спортивной школе. В учебном заведении педагоги в один голос твердят: «Парень способный и ответственный». Но все же из наук предпочитает физику да математику. А вот сочинение, да еще серьезное, решился написать с подачи своего учителя Елены Гузей. Она рассмотрела в истинном технике и спортсмене еще и лирическую душу. «Это его жизнь, быть везде и сразу, успевать десятки дел», — говорит Елена Александровна.
Еще раньше, когда в школе только началось знакомство со стихами, Егор понял: чтобы выучить стихотворение, нужно понять, о чем оно, кто его написал. А потом, постепенно, разбираясь в этих вопросах, новозыбковец нашел в себе тягу к литературе: «Стало интересно просто читать, находить интересные образы, сюжеты». Так серьезный с виду парень раскрылся в новой ипостаси. В этом году свою работу педагог и ученик направили на областной заочный литературно-творческий конкурс «Поверь мне — счастье только там, где любят нас, где верят нам!» и номинация была выбрана не самая легкая — «Письмо литературному герою». Егор размышлял над стихотворениями Михаила Лермонтова, анализировал их и видел в них обобщенный образ личности, интересной и многогранной: «Здравствуйте, незнакомый и в то же время знакомый юноша! Надеюсь, что Вы не обидитесь на такое обращение. Мы не представлены друг другу, поэтому расскажу немного о себе. Я живу в России XXI века. Зовут меня Егор. Я учусь в 9 классе. Скоро буду определяться с поступлением. Хочу посвятить себя изучению информационных технологий. Ещё я увлекаюсь литературой, люблю читать стихи».
Девятиклассник поднимает отнюдь не детские вопросы: страх перед сильными мира сего, целеустремленность, честность и открытость. Так и хочется сказать — это настоящий подрастающий патриот, в будущем представитель категории лучших умов нашего поколения. В 15 лет задумываться о серьезности бытия способен не каждый. Егору это удается. Возможно потому, что парень решил связать свою жизнь с информационными технологиями, компьютерами. Серьезность ему к лицу. «Спорт – это для тела, физика – для жизни, а литература — душа», — признается школьник.
Здравствуйте, незнакомый и в то же время знакомый юноша!
Надеюсь, что Вы не обидитесь на такое обращение. Мы не представлены друг другу, поэтому расскажу немного о себе. Я живу в России XXI века. Зовут меня Егор. Я учусь в 9 классе. Скоро буду определяться с поступлением. Хочу посвятить себя изучению информационных технологий. Ещё я увлекаюсь литературой, люблю читать стихи. Вот при изучении творчества М.Ю. Лермонтова я и узнал о Вас.
Первая наша встреча состоялась, когда я читал стихотворение «И скучно и грустно». Я поразился тому, насколько же Вы одиноки! С какой щемящей грустью Вы пишете: «И скучно и грустно, и некому руку подать»! Как это печально и страшно! У человека нет мечты, нет желаний, нет друзей, нет любви! Вы восклицаете: «А годы проходят – все лучшие годы!» Это слова полностью разочаровавшегося в жизни и в себе человека. Вы не подумайте: я Вас не жалею, но всем сердцем сочувствую. В таком молодом возрасте познать разочарование – что может быть ужаснее?
Я постарался разобраться в причинах вашего разочарования. В этом мне помогло другое произведение, в котором Вы являетесь лирическим героем. Это стихотворение «Дума». С первых же строк понятно, как Вы относитесь к себе и к своему поколению: «Печально я гляжу на наше поколенье!» Потом Вы разъясняете причину своей печали: Ваши ровесники не имеют будущего, у них нет забот, желаний, стремлений. Нет возможности применить свои знания, силы, таланты. Я увидел лучших представителей дворянства: образованных, умных от природы людей, у которых, казалось бы, есть все возможности для самореализации. Но страх перед властью («И перед властию – презренные рабы»), боязнь показать свои настоящие чувства («Тая завистливо от ближних и друзей/ Надежды лучшие и голос благородный/ Неверием осмеянных страстей») сделали Вас и Ваше поколение людьми без будущего. Вы говорите о том, что ничего после себя не оставите. Строчка «Над миром мы пройдём без шума и следа» звучит как приговор. Мне даже стало страшно: не станет ли моё поколение таким же? Будет ли у нас будущее? Оставим ли мы след в истории? Скажу про себя: я учусь, и не просто учусь, а стараюсь познать новое, полезное, чтобы потом сделать что-то стоящее для своей семьи, города, страны. Я не могу жить без цели. Сейчас моя цель – окончить школу и поступить в университет. Потом, скорее всего, появится цель создать семью. А еще я хочу быть полезным и нужным своей Родине. И так думают многие мои сверстники. Неужели у Вас ничего не изменится? Неужели не будет хоть какого-то просвета и радости?
Я нашёл ответ, прочитав стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён». Из мира «бездушных людей», у которых вместо лиц «приличьем стянутые маски», Вы мысленно переноситесь «к недавней старине», вспоминаете своё детство на лоне прекрасной русской природы. Именно здесь Вы были счастливы, естественны, именно здесь могли не стесняться проявлять свои чувства. И как горестно Вам опятьвозвращаться в мир обмана, который хочется остановить. Вы восклицаете:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
Как я Вас понимаю! Я сам не терплю неискренность, ложь, притворство. Стараюсь быть правдивым и естественным. В наше время это ценится. Каждый человек может свободно высказаться, выразить свою точку зрения. Вы, к сожалению, жили в другое время. Время жёсткой цензуры и подавления любого инакомыслия. Самодержавие боялось потерять свою власть после восстания декабристов и усилило контроль над жизнью и мыслями людей, особенно представителей дворянства. Поэтому глупые предались развлечениям и балам, умные же вынуждены скрывать свои мысли, таланты, чувства, сгорая от внутреннего огня. Именно к таким людям относитесь Вы, лирический герой стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Узнавая всё больше и больше о судьбе Вашего поколения, я благодарю судьбу за то, что живу здесь и сейчас, имею цель, окружён искренними людьми, имею возможность проявлять свои лучшие качества.
Мы еще не раз с Вами встретимся на страницах моего любимого автора, и я расскажу Вам о том, как складывается моя жизнь. На этом заканчиваю своё письмо. До встречи.
Егор, представитель молодого поколения XXI века.
15 октября 2024 года