Новозыбковец Евгений Хуторянский: Авторская песня — это личное, сокровенное
Новозыбковец Евгений Хуторянский — автор-исполнитель. Он — частый гость мероприятий в Белоруссии: городах Минск, Витебск, Гомель, Могилёв, Добруш и т.д. Недавно вернулся с творческой встречи из Гомеля.
Евгений Хуторянский родился и вырос в Средней Азии, в Таджикистане. Родители были связаны с химическим производством и трудились на химзаводе союзного, или как бы его сейчас назвали, федерального значения. Город, благодаря предприятию, процветал. Атмосфера благоволила к тому, чтобы подрастающее поколение могло получить отличное образование: школы, спортивные объекты и шикарный Дворец культуры. В нескольких зданиях располагались всевозможные кружки, клубы по интересам.
«К нам постоянно приезжали на гастроли со всего Советского Союза звезды эстрады, кино, театров, а также писатели и поэты. С обратной стороны Дворца культуры спокойно мог заехать КАМаЗ с декорациями, была театральная сцена и зал на 700 мест», — рассказывает Евгений Михайлович.
Евгений закончил музыкальную школу по классу аккордеона. После службы в армии пришел работать на завод. Начал трудовую деятельность слесарем второго разряда, дорос до старшего экономиста отдела снабжения, стал заниматься в ансамбле. Здесь уже освоил и другие инструменты.
«Ансамбль был вторым по значимости в Таджикистане. Мы не знали отказа в аппаратуре. А репертуар был огромным: выступали с 4-часовой программой на танцах по выходным», — не без гордости говорит собеседник.
Перестройка «спутала все карты». Евгению Михайловичу пришлось уехать из родных мест — в республике начались волнения. Как вспоминает наш герой, родителей вывозил уже практически из-под прицела автоматов.
Евгению Хуторянскому пришел вызов на работу в Новозыбковский район, коллективное хозяйство «Красная Ипуть» села Старые Бобовичи. Семья стала обживаться на новой родине. Здесь же Евгений Михайлович встретил свою будущую супругу. «Творчество не оставалось в тени, я в это время ездил на фестивали в Гомель, Шебекино Белгородской области, Коломну. Были творческие вечера и в нашей библиотеке, а однажды даже в кабинете главы администрации небольшое выступление для сотрудников администрации», — вспоминает Евгений. Но это не носило массового, систематического характера, так как работа на производственных предприятиях, в государственных, федеральных и муниципальных органах не позволяла уделять творчеству, точнее его популяризации много времени. С уходом на пенсию все поменялось. «Нравится, как в Белоруссии относятся к организации подобных мероприятий. Все продумано до мелочей: расположение сцены, программа, размещение гостей. К примеру, белорусская «Большая бард-рыбалка» не оставит никого равнодушным. Организаторы выбрали живописнейшее место на водохранилище. Один из интереснейших фестивалей — «Витебский листопад», который проходит в том же комплексе, что и «Славянский базар». На каждом из фестивалей своя атмосфера и свои традиции», — делится впечатлениями собеседник.
Выступать на больших сценах Евгений Михайлович не любит. Его песни — это откровения души, их лучше слушать не в концертных залах, а в камерной обстановке. «Нужен контакт со зрителем, ответная реакция. Когда выступаешь в небольшом зале вживую, шероховатости привносят шарм».
Работа в домашней студии, подготовка к творческим вечерам, квартирникам, концертное выступление или работа на фестивалях в качестве члена жюри — всему нужно уделять много времени и подготовки, но в конечном итоге занятие приносит удовлетворение, если результат достигнут.
По мнению Евгения Хуторянского, авторская песня — достаточно серьезный жанр. «Он получил развитие еще в 60-е годы прошлого века. Изначально это были туристические песни, «песни у костра», или квартирники, рожденные на «кухне» или у письменного стола. Эти основы, в чистом виде русского, советского песенного жанра не забываются, традиции передаются молодому поколению. Авторская песня становится более профессиональной. Растет число исполнителей, которые получают музыкальное образование. А потому качество песен выходит на высокий уровень.
Как пишутся слова, музыка? Можно смело утверждать, что точных «рецептов» не существует. Это некий подсознательный процесс осмысления всего, что происходит вокруг, который впоследствии, порой неожиданно, выливается в некую поэтическую и музыкальную форму, а уже затем этой форме придаётся законченный вид.
В отличие от клубной популярной культуры, именуемой поп-музыкой, которая не требует глубоких осмысленных текстов, у авторской песни задача — раскрыть внутренний мир человека, его представление об окружающем мире. Впрочем, романтику, как и иронию с юмором никто не отменял. Авторская песня — это личное, сокровенное, которым хочется делить только с близкими и родными», — подытожил автор-исполнитель.
Фото: Егор Гагин