История вошла в жизнь новозыбковца Евгения Науменко еще в детском саду

История вошла в жизнь новозыбковца Евгения Науменко еще в детском саду. А теперь он — студент филиала БГУ и делает первые шаги в науке. Евгений уверен — понимание истории – это понимание себя.
О своей любимой дисциплине – истории – студент-третьекурсник факультета истории и обществознания готов рассказывать часами. А увлекла его эта наука еще в раннем детстве. «Все началось с садика. На выпускном нам подарили книжки — энциклопедии, такие красные, большие. А я как раз к тому времени только читать хорошо научился, сел и начал читать. В книге рассказывали о пиратах, динозаврах, о Древнем Египте. Это меня так вдохновило! И потом просил маму и бабушку купить еще книг исторических. Я рос, и увлечение росло вместе со мной. Сначала динозавры, потом Египет, Средневековье и так далее».
В школе № 6, где учился Евгений, любовь к предмету еще более взрастила учитель истории Галина Выкочко. «История – очень увлекательный предмет, но там должен сработать, как я называю, щелчок, — рассуждает наш собеседник. — Если ученик не воодушевлен, он может десять лет учить одну дату, но все равно перепутает все цифры. А Галина Федоровна дала мне самое главное – тот самый щелчок, стимул. Она волевая женщина, умеет вдохновить, повести за собой класс, и урок из заучивания дат превращается в нечто увлекательное. Мы не учили историю, а оказывались в ней. И это было замечательно».
С большой теплотой о своем бывшем ученике вспоминает и сама Галина Выкочко: «Женя любил историю, интересовался деталями, малоизвестными фактами. Имел глубокие, энциклопедические знания, — рассказывает учитель. — Всегда был победителем городских олимпиад по истории, отличился на областных олимпиадах. Очень общительный, с тонким чувством юмора».
Теперь 20-летний юноша начал вести активную научную деятельность в вузе. «Первые попытки были на втором курсе, тогда я участвовал в научных конференциях, но в основном как слушатель,— рассказывает студент.
– «Прощупывал» обстановку, чтобы понять, как все это происходит. А вот на 3 курсе уже занялся наукой по-настоящему». Преподаватель истории, кандидат исторических наук, доцент филиала БГУ в Новозыбкове Татьяна Мищенко предложила студенту исследование по старообрядческой книге из коллекции местного этнографа Алексея Беласа. «Евгений сразу откликнулся. В соавторстве с однокурсником Артёмом Клименко изучал книгу, авторские пометки, искал сведения о владельце».
Вот как рассказывает о первой научной работе сам Евгений: «Среди коллекции книг, предоставленных Алексеем Беласом, одна нас с Артемом наиболее заинтересовала. Это был октоих – восьмигласный православный песенник, в котором упомянуто имя уроженца села Чуровичи Климовского района Виктора Садковского. И мы с моим соавтором и другом, листая этот октоих, узнали, что это был черниговский архиепископ. Связь регионов поразила, и мы решили начать писать. Первая тема была «Виктор Садковский и его октоих».
На этом Евгений с Артемом не остановились, продолжили изучать личность Садковского, полностью ее проанализировали, нашли такого человека как Георгий Конисский – очень популярная фигура: архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, педагог, богослов и общественный деятель. И, как оказалось, учитель, соратник и близкий друг Садковского. «Во второй статье мы проследили параллели ученик — учитель, а в третьей рассказали о Викторе Садковском, как о наследнике деятельности Конисского. Таким образом, эти полгода были сосредоточены вокруг этих двух исторических личностей. Изучили мы их досконально. Теперь ищем вдохновение – о чем бы написать», — говорит студент-историк.
Научный руководитель Евгения Науменко Татьяна Мищенко видит в студенте большой потенциал. «Он думающий, пытливый. Правильно реагирует на критику, может сформулировать и решить исследовательскую проблему. Настроен на разносторонний научный поиск. Евгений очень понравился учёным на научной конференции «Россия и славянский мир: Православие на славянских землях». Также выступил на Покровских чтениях в Гомеле, и, хотя был последним докладчиком, привлёк внимание и вызвал дискуссию. Думаю, ему стоит продолжать заниматься конфессиональной историей».
А Евгений и не собирается останавливаться. Он еще в самом начале своего научного пути, и впереди – масса перспектив. «История – это масштабный предмет, связующее звеном в социальной, политической жизни, — рассуждает студент. — Зная историю, мы можем прочувствовать окружающий мир. Понимание истории – это понимание себя. Без этого мы не можем узнать тенденции развития будущего. Человек, который не знает свою историю, это человек, который не знает своих корней. Плюс ко всему, история развивает мышление. Это огромное количество причинно-следственных связей, параллелей. Потому что самые удивительные вещи, это вещи, которые всегда вокруг нас».
Активная научная деятельность не мешает Евгению развиваться и в других областях. Кроме того, что он круглый отличник, студент пишет стихи, а недавно начал учиться игре на гитаре. И все же история всегда рядом: «Когда история становится не просто обязанностью, а частью твоей жизни, на нее всегда найдется время. Даже если сесть чай попить – почитаешь одну статью, другую. Где-то посмотрю видео, просто отдыхая. История рядом и не напрягает», —признается будущее светило исторической науки. А именно таким стремится стать Евгений. После окончания вуза он намерен обучаться в магистратуре: «У меня всегда была мечта ворваться в научную жизнь и что-то попробовать, оставить свой след. Чтобы когда-нибудь студенты искали вырезку к сообщению при подготовке к паре, и нашли мою статью. Такой вот взгляд в будущее…»