Новозыбчанка Галина Выкочко: Это содержательный и качественный учебник
С 1 сентября старшеклассники стали изучать историю по новому учебнику. Он состоит из четырех томов: «История России» для 10-го класса, охватывающего период 1914–1945 годов, «История России» для 11-го класса, в котором рассказывается о событиях с 1945 года по настоящее время, и двух томов по всеобщей истории для 10–11-х классов.
Галина Выкочко, учитель истории школы № 6 Новозыбкова говорит, что появлению нового учебника истории предшествовали очень серьезные события: «В 2013 году глава российского государства Владимир Путин поставил перед научной общественностью задачу о создании нового учебника истории. Процитирую Президента: «Он должен быть построен в рамках единой концепции, непрерывной логики российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Через год он конкретизировал задачу: включить в программу сведения о роли Крыма. И вот в 2014 году появляется новый историко-культурный стандарт, по которому мы начали работать, но пока без учебника. Преподавание истории в школе — это дело государственной важности, государство должно не только контролировать преподавание, но и, естественно, управлять этим процессом. Я убеждена, что и для средней школы нам нужен новый учебник, потому как такое идейное разнообразие, которым были перенасыщены учебники по 20 веку, оно размывало, в целом, концепцию и несколько даже затрудняло процесс преподавания».
Галина Федоровна признается, что ей импонирует команда, которая работала над учебником. Среди них помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, доктор исторических наук Александр Чубарьян.
«В каждом параграфе есть дополнительная информация, в виде документов, фотографий и даже песен. Красочно, ярко и понятно, — говорит учитель, — количество параграфов сократилось, но от этого никак не пострадало содержимое. К каждому пункту параграфа есть вопросы, различные мнения, что способствует организации дискуссии на уроке. Само изложение не академичное, не то, к которому мы привыкли. Вот именно таким языком нужно разговаривать с нашими ребятами. В предыдущих учебниках не было современности. Здесь есть. Параграф о СВО я, наверное, знаю дословно. Это ведь то, о чем мы говорим каждый день. О наших героях, о тех, кто с нами рядом, о выпускниках, которые сейчас там. Такое погружение в историю сегодняшнего дня очень важно. Я считаю, что учебники истории для школы не должны быть альтернативными — это должен быть единый стандарт, предложенный государством, ведь ребята еще только формируют сознание, они будут еще много раз менять свою позицию. Альтернативные учебники на уровне вуза? Да. Но только не в школе. Если кратко обобщить, то новый учебник получился очень содержательным, качественным. Маленький такой штрих — маловато, на мой взгляд, информации об истории русской православной церкви 20 века, немного фрагментарно, и, конечно, можно было чуть глубже показать становление советского государства 20-30 годов. А в целом, это — лучший учебник, который мне доводилось держать в руках».
Галина Выкочко уверена, что молодое поколение обязано знать историю своей страны, уметь проводить параллели между прошлым и настоящим. Под ее руководством были установлены имена 400 евреев, расстрелянных в Карховском лесу в Великую Отечественную войну. А в конце прошлого года учитель из Новозыбкова стала участницей международной научной конференция «Источниковедение истории Холокоста» (к 85-летию «Хрустальной ночи»), организованной Научно-просветительным Центром «Холокост» и Международным научно-образовательным Центром истории Холокоста и геноцидов РГГУ.
Учёные, педагоги, музейные работники, журналисты из 5 государств и 13 регионов РФ обсудили проблему отражения событий «Хрустальной ночи» и Холокоста в источниках. Основные мероприятия конференции прошли в музее «Новая синагога Калининграда» — в здании одной из крупнейших и красивейших синагог Германии, сожжённой в 1938 г. и восстановленной пять лет назад
«На семинаре мы вспомнили события той страшной ночи, получившей название «Хрустальная», — рассказывает Галина Федоровна. — В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в в Кёнигсберге (Калининграде) прошла серия еврейских погромов, нацисты разгромили и подожгли около тысячи еврейских учреждений и магазинов по всей Германии, убили 1300 евреев, десятки тысяч отправили в концлагеря. Этот погром стал страшным прологом к Холокосту. Мы приняли участие в церемонии «Тяжелый песок» на пляже поселка Янтарное, там 31 января 1945 года нацисты убили 7 тысяч евреев. Своими глазами увидели удивительный памятник, представляющий собой женские руки, поднятые к небу и символизирующие попытку погибающих людей ухватиться за жизнь, их загнали в ледяную воду (в этот день было минус 20 градусов), тех, кто пытался спастись — расстреливали. В память о них мы опустили в волны Балтийского моря красные гвоздики. Море приняло не всех, как и наши гвоздики. Спаслись всего 17 человек. Все участники международной научной конференции едины во мнение, что очень важно помнить о зверствах нацистов, о Холокосте. И не допустить повторения таких страшных событий».