Новозыбковец Петр Казаков: «Маяк» продолжает публикацию историй героев
![](https://xn--32-6kc4bi9i.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/02/img-20250121-wa0070-496x400.jpg)
Когда в Новозыбков пришла тревожная весть о нападении Германии на Советский союз, Петр Казаков, молодой крепкий парень, в числе первых бойцов был призван на фронт. Пройдя краткие курсы молодого бойца, он стал сапером.
Участвовал в боевых и диверсионных операциях под Ленинградом. В составе 3-го Белорусского фронта весной 1945 года участвовал в Кенигсбергской операции. 4 дня штурма и кровопролитных боев оставили неизгладимый след в памяти Петра Казакова. За участие в боевой операции он награжден медалью «За взятие Кенигсберга». Петр Георгиевич чудом избежал смерти. Он рассказывал, что советские войска, закрепив позиции в павшем городе, двинулись на запад в сторону Берлина. Отряд Петра Казакова расположился в кузове грузовой машины. Колонна техники двигалась медленно — дороги после боев были разбиты. Петр Георгиевич что-то заметил на обочине и спрыгнул с борта кузова. И в этот момент машина подорвалась на мине — весь отряд погиб. Петр Казаков получил сильнейшую контузию, которая позже привела к инвалидности. А тогда, после трагического инцидента начались проверки. Чудом избежавшего смерти солдата обвиняли в предательстве, ему грозил трибунал. Петра Казакова оправдали, но его боевой путь закончился. Новость о капитуляции Германии он узнал в госпитале.
Людочка Наумова очень любила играть на гитаре — этому ее научила мама Вера, она была образованной женщиной и все свои знания старалась передать дочерям. Начало оккупации в августе 1941 года Люда помнила плохо. В Новозыбкове то тут, то там вспыхивали пожары, слышны были выстрелы. Шепотом соседи передавали новости о том, что немецкие солдаты снова расстреляли кого-то на площади. Но, не смотря на страх перед смертью, нужно было работать, чтоб прокормить себя и родных. Вместе с мамой и сестрой Людмила бралась за любую работу: убиралась в домах и заведениях, где питались немецкие офицеры, готовила еду. Два тяжелых года не прошли мимо семьи Наумовых. От пневмонии умерла маленькая сестренка. 17 августа 1943 года, когда уже ходили слухи о том, что немецкие войска будут отступать, Людмилу Наумову вместе с другими женщинами и девушками согнали в здание банка. Она рассказывала внучке: «Нас заперли в старом здании из красного кирпича. С собой не было никаких вещей. Несколько дней нас держали под замком, а потом погнали на вокзал. В вагонах-«теплушках» мы ехали несколько дней без воды и еды. Куда – было не ясно. Везде слышна была немецкая речь».
Людмила попала в концлагерь и работала на судостроительном заводе чернорабочей. Ей повезло — жена немецкого офицера случайно узнала, что девушка хорошо готовит, и забрала ее в свой дом. Людмила занималась уборкой дома, готовила вкусные обеды семье. Уставала, но не жаловалась, понимая, что ее участь гораздо лучше других. Во время освобождения города 5 мая 1945 года Людмила Наумова со слезами на глазах встречала советских солдат. После фильтрационных лагерей и проверок она вернулась домой в родной город, который, как ей казалось, увидеть ей не было суждено. Историю о том, где была Людмила и что ей пришлось пережить, Наумовы старались никому не рассказывать. Ведь только через годы Людмилу Александровну признают несовершеннолетним узником фашистского концлагеря. А в послевоенные сороковые к тем, кто работал в Германии, относились с опаской.
Город был разбит. Предстояло восстановить все, что погибло в годы оккупации, учиться жить мирной жизнью. И на одном из городских субботников встретились Людмила и Петр, молодые люди, узнавшие боль и потери, прошедшие сквозь смерть и лишения, но не потерявшие веру в светлое чувство. Встретившись, они больше не расставались. Сердца, израненные войной нашли утешение друг в друге. В семье Казаковых родились два сына. Людмила Александровна всю жизнь проработала в Доме культуры, Ветеран труда, а Петр Георгиевич вернулся к кузнечному делу, которым занимался до войны. Но с годами старые раны беспокоили все сильнее, и работу в кузнице пришлось оставить. Петр и Людмила всю жизнь поддерживали друг друга. «Семья — ваше самое главное богатство», — любила говорить Людмила Александровна своим уже взрослым сыновьям.
Фото из личного архива