Творческий путь новозыбковца Игоря Пьяных — пример невероятного трудолюбия, самоотдачи и истинного служения профессии
«Невероятно одаренный человек с тонким художественным вкусом, талантливый режиссер-постановщик, блестящий педагог и наставник, руководитель детского образцового музыкального театра «Синяя птица» Игорь Пьяных воспитал целую плеяду молодых деятелей культуры и внес колоссальный вклад в возрождение и развитие театральной жизни в Новозыбковском городском округе», — так говорят о Пьяных все, кому посчастливилось быть с ним знакомым.
Первая встреча Игоря с театром случилось еще в детском саду. Увидев кукольное представление, мальчик влюбился в волшебный мир сказки и с маленьких дворовых постановок начал свой большой творческий путь. Пытливый дошколенок организовал собственный кукольный театр. Делал кукол из яичной скорлупы с аппликацией, шил кукол-перчатки, придумывал сюжет. А потом собирал ребятню со двора и увлекал их в мир чуда и волшебства. Ему даже платили… две копейки, которые маленький режиссер тратил на материалы для будущих постановок: пластилин, цветную бумагу… Папа, видя увлечение сына, смастерил ему деревянную ширму. Всё было по-настоящему.
Первый драматический опыт Игорь получил в школьные годы, сыграв роль 16-летнего внука в постановке «Июнь. Москва. Чертаново» по пьесе Геннадия Мамлина. Любовь к театру стала окончательной и бесповоротной.
Окрыленный мечтой, Игорь Пьяных не знал, что творческий путь окажется столь тернистым. После школы решил поступать в московский театральный институт. Легко прошел два тура испытаний, но так как не было военной брони, приемная комиссия по принципу «о ВУЗе не тужи — в армии послужи», дала юноше «от ворот поворот». Это была жуткая трагедия в его жизни. По настоянию родителей Игорь поступил в музыкальное училище на отделение вокала. Потом — 5 лет службы в ансамбле песни и пляски в Венгрии. Вернувшись из-за границы, практически без экзаменов поступил в театральный институт в Ташкенте. На «потоке» успевал делать дипломные и за себя, и «за того парня».
За свою режиссерскую карьеру Игорь Пьяных поставил более 100 разножанровых спектаклей – от классики до сюрреализма и абсурда. Каждая новая постановка не похожа на предыдущую: с неповторимым сюжетом, ритмом, атмосферой. Но объединяет их все —уникальный почерк Мастера — безупречная игра актеров, их полное соответствие образу, эстетический вкус и сценическая культура, костюмы, декорации.
…Узбекистан. Строгие правила… Первая постановка Пьяных с шокирующим для того времени названием «Стриптиз». Критика, негодование, шквал обсуждений… Премьера. Аншлаг. И… ошеломительный успех! Зрители в полном восторге от увиденного. Не скрывая слез, рукоплескали стоя. В спектакле «про раздевание» ничего и не было. Режиссер заставил оголиться души людей. Артисты труппы стали звать на сцену Пьяных. Скромный и непубличный, он почувствовал неловкость, испугался и убежал. Когда его нашли, стали подбрасывать на руках. «Прекратите»,— кричал режиссер, не веря своему успеху, — «Два раза подкинете, один раз поймаете».
90-е годы заставили многих наших соотечественников бросить все свое имущество и срочно покинуть Узбекистан. Игорь Пьяных вывез семью в Белоруссию, где некоторое время работал художественным руководителем в Доме культуры. На мероприятии, которое он организовал в честь празднования Дня Победы, его работу оценили представители российской делегации и предложили возглавить драмтеатр в Новозыбкове. «Этот уникальный человек привез в наш город огромный багаж свежего, живого материала. В нем столько выдумки, творчества, движения. Он поражает, заражает, вдохновляет, ведет за собой», — говорят коллеги Пьяных.
Первая постановка в Новозыбкове — триумф! Комедия абсурда по пьесе франко-румынского драматурга Эжена Ионеско «Лысая певица» вышла под названием «Путешествие в страну марионеток». Комедия с глубоким смыслом о несмешных проблемах в семье и обществе. Горожане приняли премьеру с восторгом, событие стало главным культурным действом года — в жизнь Новозыбкова ярко ворвался Театр!
В 2003 году Игорь Пьяных дал жизнь Международному фестивалю молодёжных театров «Славянский перекресток». А 20 лет назад над Новозыбковом воспарила его «Синяя птица». Тогда талантливого режиссера в музыкальную школу пригласила директор Серафима Каплан. Было принято решение о создании детского музыкального театра «Синяя птица». В творческом тандеме с хормейстером Еленой Мельниковой стали взращивать «птенцов». Беззаветная любовь, творческий потенциал и неиссякаемая энергия в совокупности не заставили себя долго ждать. Музыкальный театр, слава о котором разлетелась далеко за пределы Брянщины, многократный обладатель Гран-При и лауреат Международных и Всероссийских конкурсов театрального искусства. За высокий художественный уровень и мастерство театру присвоено звание «Образцовый коллектив».
«Моя главная задача —воспитать в юных актерах личность, — говорит Игорь Иванович. С ребятами я делюсь и законами сцены, и законами жизни».
Он не приемлет фальши. Тонко чувствует ее и в жизни, и на сцене. Творческий огонёк каждого «птенца» постоянно подпитывает яркое пламя Учителя… А новозыбковского зрителя ждет новая волшебная история, мечта режиссера: пьеса Мориса Метерлинка с одноименным театру названием «Синяя птица».