Современная мифология восточнославянского пограничья…
Сохранение традиций своего народа, знание обрядов, верований является неотъемлемой составляющей исторической памяти, связи поколений и, безусловно, выступает предметом научных исследований. Обряды, бытующие на территории брянско-гомельского пограничья, представления о мифологических сущностях отражают наивные, донаучные взгляды людей на настоящее и будущее, доброе и злое, реальное и таинственное, включая способы сосуществования с неведомым, загадочным. В настоящее время, когда молодые люди увлечены новыми технологиями, как никогда актуальным является сохранение тех элементов народной культуры, которые бытуют если не в жизни, то в рассказах местных жителей. Фиксация, сохранение и изучение особенностей фольклора брянско-гомельского пограничья, отражение в нём мифологических представлений — вот цель научной работы авторского коллектива под руководством профессора, доктора филологических наук Светланы Стародубец, проводимой при поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках научного проекта No 17-24-01002 а (м).
Данное исследование не смогло бы состояться без активного участия местных жителей из Гордеевского и Новозыбковского районов Брянской области и сельчан из Гомельской области Беларуси, а также без помощи и поддержки студентов.
В каждом населенном пункте, где работали филологи, со стороны местного населения был не только теплый, радушный прием, но и желание поделиться теми этнокультурными сведениями, которые бережно и трепетно хранились в запасниках человеческой памяти как что-то очень дорогое, доброе, светлое.
Мышление человека, формировавшееся в ранний период, и в наши дни сохраняет и культивирует то мифологическое начало, которое было у древних людей, не умеющих читать и писать, не знающих компьютера и интернета. Об этом повествуют собранные на территории юго-запада Брянщины рассказы современных респондентов о различного рода демонологических существах.
Как ни удивительно, но в сознании человека ХХI века, как и в представлениях древних славянских народов, сохраняются глубоко укоренившиеся достаточно архаичные элементы. Непонятные или не поддающие объяснению явления принято было связывать с «деятельностью» неких неведомых сил – духов. Так, хозяином леса представляется леший, водоема – водяной, дома – домовой, бани – банник и т.п.
Локальным мифологическим персонажем брянско-гомельского пограничья является доброхожий, былички о котором фиксируются уже только в Ветковском районе РБ и Новозыбковском, Гордеевском районах РФ. О водяных, русалках, леших наши респонденты в своих рассказах по-прежнему упоминают. О домовых рассказывают особенно много: «А вот в каждом доме живут домовые. Я сама испытала. В моём доме жил Хозяин. И если он чего-то не взлюбит, то ночью двери в сараях ляпаются, всё такое было». Подобное представление является традиционным, закрепленным в сознании многих людей, для которых домовой – это дух, и хранитель и обидчик дома; «он стучит и возится по ночам…». По представлению респондентов, домовой мог быть похож на хозяина дома, даже мог носить хозяйскую одежду и перенимать хозяйские привычки, отсюда и синонимичное название – Хозяин. Отношение к нему демонстрирует языческие проявления в современной жизни (эту сущность было принято задабривать сладкими угощениями). Однако отмечается и такое наблюдение: если в доме есть намоленные иконы, там присутствия «хозяина» не замечали.
Наблюдается соотношение веры в нечистую силу и христианство, общий фон двоеверия. Одной из особенностей мировоззрения жителей пограничья является, с одной стороны, их набожность, а с другой, «вера» в силу заговорных и заклинательных текстов, — «вера» в волшебные, тайные возможности некоторых предметов: икон, книг, найденных подков. Особенно распространена «вера» в видения, голоса, сны, пророков и гадалок.
Ольга Головачёва, доцент кафедры русского языка БГУ, доктор
филологических наук.