10 причин сказать «ДА!»
Инициированный главой государства вопрос о закреплении в Основном законе страны ряда положений, являющихся знаковыми для современной российской действительности, входит в очередную фазу – подготовки к Дню общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Ранее поправки уже одобрили Государственная Дума и Совет Федерации. Поддержали изменения и все региональные парламенты России, включая Брянскую областную Думу. Конституционный Суд признал предлагаемые поправки соответствующими действующим нормам Основного закона.
Владимир Путин не раз подчеркивал, что одобрение новаций населением страны является обязательным. Это в логике самого конституционного процесса, поскольку в основном документе страны прямо зафиксировано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». То есть каждый из нас является участником конституционного законотворчества. Мы решили проанализировать, какие поправки предлагаются для внесения в Основной закон страны, почему они важны для каждого из нас, и почему их одобрение действительно носит судьбоносный для России характер.
Как люди скажут, так и будет.
— Для меня важно не то, в каких статьях что будет написано. Для меня важно, чтобы этот закон о поправках в Конституцию вступил в силу только после подведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной Закон, вот что важно…
По сути, важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование, зафиксировали своё авторство этого закона. Как люди скажут, так и будет. Если люди в ходе голосования подтвердят, что они поддерживают это, значит, закон вступает в силу и поправки в Конституцию вносятся. Если не подтвердят, то поправки в Конституцию внесены не будут.
НОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Сам характер Конституции как юридического документа предусматривает её фундаментальный характер, особую роль в правовой системе страны. Для законодательства – она базис, но при этом юристы всегда обращают внимание на то, что это живой закон, который должен максимально отражать то общество, для которого создается.
Действующая Конституция разрабатывалась и принималась в 1993 году. Только завершилось противостояние тогдашнего президента Бориса Ельцина и Верховного Совета. Страна была ослаблена после «крупнейшей геополитической катастрофы XX века» – распада СССР – и пыталась строить международную политику, диаметрально противоположную всей предыдущей, идя на беспрецедентные уступки, которые тогда казались логическими.
Было тогда у российского общества и какое-то стеснение перед своей историей, была и угроза распада страны – так называемый «парад суверенитетов», когда некоторые субъекты федерации прямо говорили о «добровольности своего вхождения в состав России».
Изменилась ли наша страна и общество за эти годы? Безусловно. Но надо отдать должное авторам нашей Конституции – они создали действительно хороший юридический документ, ставший основой превращения России в суверенное, демократическое, правовое, светское государство. Но, как и любой инструмент, она со временем стала нуждаться в настройке.
Примечательно, что сама возможность будущих изменений не только не отрицалась, но и прямо закреплялась разработчиками Основного закона – с закреплением в нем соответствующей главы. За этот период отдельные «точечные» изменения в Конституцию 1993 года, конечно, вносились: шестилетний срок правления президента, пятилетний период функционирования состава Госдумы. Кроме того, менялась та часть документа, где фиксировался перечень субъектов федерации: кто-то менял название, путём объединения были образованы Камчатский и Забайкальский края, Крым и Севастополь воссоединились с Россией в 2014 году. То есть Конституция как раз отражала происходящие изменения, но, конечно, сейчас речь идет о более глобальной перенастройке этого инструмента.
Совершенствование конституций – весьма распространенная практика. Одна из старейших в мире конституций – американская – подверглась изменениям всего через четыре года после принятия. 15 декабря 1791 года был ратифицирован «Билль о правах» – поскольку в первоначальном варианте документа просто не были закреплены права и свободы гражданина и человека. А, например, несколько президентских сроков Франклина Рузвельта привели американских законодателей к идее принятия 22-й поправки, согласно которой «один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков». При этом были в истории США и поправки, отменявшие ранее принятые.
В большинстве европейских стран за последние 25–30 лет конституции менялись не единожды. Например, в Швеции и Норвегии с начала 1990-х Основной закон изменялся трижды, в Нидерландах с 1995 года – четыре раза. 7 раз с 1991 года менялась австрийская конституция. В Бельгии в 1994 году и в Швейцарии в 1999 году и вовсе были приняты новые основные законы. Бельгийская конституция затем ещё неоднократно менялась – всего было исправлено более 50 статей. Швейцарский основной закон после принятия с 2001 года дополнительно совершенствовали уже 10 раз.
Интересен и тот факт, что процесс внесения изменений в Основной закон государства довольно часто укладывается в весьма небольшие сроки. Например, статус Конституционного совета Франции был изменён ровно за 30 дней, Венгрия в 2012 году изменила Конституцию за 36 дней. При этом вынесение вопроса на всенародное голосование вообще не является частой практикой. Оттого на мировом фоне принципиальная позиция руководства страны о необходимости одобрения изменений в российскую Конституцию на общенародном голосовании делает эту процедуру более демократичной и отражающей интересы российского народа.
ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ ВАЖНЫЕ ЦЕННОСТИ
Ряд новаций, предлагаемых к внесению в Конституцию РФ, можно отнести к категории «ценностей». При этом их нужно разграничивать с «принципами», вторые выстраивают логику и вектор развития системы страны, а вот ценности отвечают скорее за понятия, в важности которых сформировался общественный консенсус. Если принципы могут быть заданы изначально, то ценности «прорастают» в обществе, формируясь вместе с ним.
В частности, ряд ценностей сформирован в предлагаемой к внесению статье 67.1. Прежде всего, эта статья окончательно фиксирует роль России как правопреемницы (правопродолжателя) СССР. Когда Союз ССР распался, шло обсуждение, что делать с его имуществом по всему миру, заключенными договорами, долгами и кредитами. Тогда по факту было принято решение, что из 15 некогда союзных республик именно РФ принимает на себя все права и обязанности, от идеи пропорционального раздела тогда отказались. К слову, Россия досрочно выплатила все советские долги, а молодые республики начинали жизнь «с чистого листа», хотя сейчас от советского имущества некоторые из них явно бы не отказались. Это лишь одна из сторон проблемы с определением правопреемства. Впрочем, очевидно, что для общества важен не только правовой, но и психологический момент ассоциирования с советским прошлым. Если в далеком 1993 году был курс на разрыв со всем советским, то сейчас общество пришло к консенсусу, что это – тоже период российской истории, в котором было немало достойных моментов.
Другое положение данной статьи прямо говорит, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». Фактически в ней цементируется мысль о непрерывности отечественной истории, о связях поколений жителей нашей страны. Отдельного внимания заслуживает упоминание Бога. Для конституций ряда стран это вполне приемлемое явление. Более того, например, для ряда мусульманских стран прямо закрепляется священство Корана (в некоторых шариат закрепляется как правовая система). Учитывая многоконфессиональный характер России, закрепление подобного упоминания «идеалов и веры в Бога», как, в первую очередь, моральных императивов, представляется вполне логичным.
Также важная новация предлагается в статью 68. В ней русский язык теперь предлагается определять «как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Делается логичный шаг, который был невозможен в условиях 1993 года.
Вообще необходимо отметить, что дискуссия, связанная с внесением изменений в Конституцию РФ, и тот перечень именно ценностных, а не только организационно-управленческих поправок, которые были внесены, показали, что в обществе давно назрело желание закрепить ключевые моменты, сплачивающие российскую нацию.
ДЕТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ
Именно такую поправку в Основной закон предлагается также внести. Эта норма вписана в статью 67.1. «Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» – говорится в ней. Фактически данная норма уже стала практикой в России. Владимир Путин регулярно уделял «детской теме» внимание, как в выступлениях, так и в своих поручениях. У него есть чёткое понимание истины, что «дети – это будущее страны», именно поэтому к их поддержке и защите было приковано внимание государства.
«Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» – этот тезис не только направлен на защиту сирот, у него есть и указание конкретного вектора. «Приоритет семейного воспитания» – это как раз про поддержку и защиту семьи как важного элемента организации общества. Фактически сложившаяся за последние годы практика теперь обретает форму конституционного положения, а значит, станет обязательным руководством к действию и в будущем.
ЗАЩИТА ИНСТИТУТА БРАКА
Ещё одна норма, которая вряд ли могла быть актуальной в 1993 году, – защита института брака как союза мужчины и женщины. Предложение на тему закрепления такого понятия поступило в ходе подготовки изменений в профильной рабочей группе. Тогда на встрече с её членами идею поддержал Президент РФ.
«Что касается «родителя № 1 и родителя № 2» – я уже как-то публично говорил, повторю ещё раз, пока я президент, у нас не будет родителей один и два – у нас будут папа и мама», – сказал Владимир Путин, реагируя на реплику. Фактически Россия официально заявляет, что остаётся поборницей и защитницей классической семьи. Это особенно актуально в связи с навязываемыми в ряде западных стран представлениями о вседозволенности половых отношений и их закреплении. Меры по охране российских детей от растления общество предложило прописать на высшем уровне – в Конституции РФ.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Безусловно, одними из важнейших среди предлагаемых поправок станут те, которые усиливают социальную защищённость граждан. Текст 1993 года закреплял статус России как социального государства, однако вносимые поправки наполняют его конкретными механизмами. Ряд из них фактически осуществлялся в стране, но включение этих норм в главный юридический документ России значительно усиливает их роль, а также однозначно свидетельствует, что социальная защищенность граждан – приоритет для власти.
Так, в Конституцию предлагается добавить норму о том, что в России гарантируется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который должен быть «не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ», и «индексация социальных пособий и иных социальных выплат». Также вводится обязательная индексация пенсий не реже раза в год. Для миллионов граждан закрепление уровня защиты – уверенность в стабильном завтра. Таким образом, говоря «да» предлагаемым изменениям, россияне смогут гарантировать себе определённый достаток, который государство будет обязано приводить в соответствие с экономикой. То есть будет исключена практика постепенного обесценивания этих соцгарантий из-за инфляции. Понятно, что в 1990-е о таком даже не думалось.
Следует помнить, что этот тезис был озвучен Владимиром Путиным ещё на самом старте конституционных изменений в послании Федеральному Собранию РФ 15 января текущего года:
– И, конечно, в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства. Поэтому считаю необходимым прямо закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции, а также закрепить в Основном законе принципы достойного пенсионного обеспечения, имею в виду здесь и регулярную индексацию пенсий, – сказал тогда президент.
Выносимые на общероссийское голосование поправки касаются и медицинской сферы. В Конституцию будет добавлен пункт, согласно которому в совместном ведении федерального центра и регионов будут вопросы «обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью». Ранее речь просто шла о «вопросах здравоохранения» Теперь же пункт наполняется конкретным содержанием. И то, что в главном законе страны прямо говорится о «доступной и качественной медицинской помощи», будет веским аргументом для развития отечественной системы здравоохранения.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Еще одно новое положение, которое предлагается одобрить гражданам, – статья 75.1. Согласно её содержанию, в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнёрство, экономическая, политическая и социальная солидарность. То есть государство, во-первых, обязуется способствовать экономическому развитию страны, притом оно должно быть направлено на повышение благосостояния граждан, во-вторых, расширенную трактовку получает право на труд.
Внедрение в Основной закон государства малоприемлемого для 1990-х годов понятия «уважение человека труда» говорит об акцентировании внимания на этой сфере. Напомним, что в рамках этой логики в России в 2013 году по инициативе президента было восстановлено звание «Герой труда».
СТРОГОСТЬ К ЧИНОВНИКАМ
Курс на «национализацию элит» был объявлен ещё несколько лет назад. Отдельно подчеркивался тот тезис, что слуга народа, а тем более занимающий высокую государственную должность, должен чётко для себя определить: или он полностью «с Россией», или может найти себе другую сферу деятельности, если ищет «подстраховку» за рубежом.
Никто не утверждает, что человек, имеющий второе гражданство или вид на жительство, – предатель. Но если он находится на госслужбе, принимает государственные решения, то логично требовать от него ограничений по этой части.
Поправки запрещают ряду представителей власти иметь иностранное гражданство и счета за рубежом, а также хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Это касается Президента РФ, парламентариев, премьер-министра РФ, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав регионов и даже судей, прокуроров и уполномоченного по правам человека в РФ.
Примечательно, что Владимир Путин сам высказался за то, что необходимо ввести такую запретительную норму и для руководителя государства.
– Это важная охранительная норма, которая уравнивает всех лиц, имеющих большие должности в стране, – прокомментировал данную поправку председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников.
ЗА МИР И СУВЕРЕНИТЕТ
Конституцию предлагается дополнить и статьёй 79.1. Она устанавливает международный вектор деятельности страны. «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства» – говорится в ней.
Фактически конституционность приобретает тезис главы государства, обозначенный им ещё в знаменитой «Мюнхенской речи» 2007 года. На протяжении всего последующего периода Россия реализовывала эту концепцию, направленную на поддержание многополярного мира, где не допускаются вмешательства в дела других государств, а суверенитет и независимость стран являются приоритетом.
В той же парадигме отстаивания национального суверенитета, защиты национальной гордости и недопущения перекраивания границ лежат и еще две предлагаемые новации.
Решения межгосударственных органов, иностранных судов и арбитражей, противоречащих основам публичного правопорядка РФ, не подлежат исполнению в России. Это будет решать Конституционный Суд. Кстати, подобная практика за последние годы входит в правовое поле многих государств. Все больше стран начинают придерживаться подхода, который хотят использовать и в новых поправках в Конституцию России. Италия, Франция, Германия – все они в последние годы принимали судебные решения, согласно которым национальная конституция ставилась выше международного права.
Ещё одна предлагаемая поправка в Конституцию предусматривает запрет на действия по отчуждению части территории РФ, а также призывы к ним. Норма логичная, и могла бы быть закреплена ещё в редакции 1993 года, но, очевидно, что обстановка тогда была неподходящая. Теперь это несоответствие устраняется, а механизм защиты и охраны территориальной целостности приобретает конституционный статус.
СОВЕРШЕНСТВУЯ ГОСУПРАВЛЕНИЕ
Ряд поправок можно назвать организационно-управленческими. Они касаются в целом механизма формирования высших органов власти страны, полномочий и зон ответственности, а значит, опосредованно касаются жизни каждого россиянина.
В частности, поправки расширяют полномочия Государственной Думы. Согласно документу, российскому парламенту теперь предстоит утверждать кандидатуру премьер-министра и федеральных министров.
Таким образом, процедура формирования российского правительства становится более публичной, а это, в свою очередь, накладывает ответственность и на правительство, и на парламентариев. Кандидатуры «не силовых» членов кабмина будут обсуждаться в комитетах, во фракциях – причём публично, на глазах у общественности. Министры силового блока будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации.
Верхней палаты касаются и другие изменения. Так, квота для кандидатов в Совфед, предложенных Президентом РФ, увеличивается с 17 до 30 человек, при этом семь из них смогут работать в верхней палате пожизненно. Такими пожизненными сенаторами смогут становиться и бывшие президенты – их опыт пригодится в стране. И ещё одна новация – члены верхней палаты парламента получают право официально именоваться сенаторами.
При этом предлагаемая к внесению статья 103.1 вводит понятие парламентского контроля, предполагающего «в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц».
Впрочем, нельзя делать вывод, что Россия шагает к парламентской республике. О том, что эта модель не подходит для страны, не раз говорили эксперты. С ними согласен и Владимир Путин.
– Возможно ли это применение у нас? Теоретически – возможно. Целесообразно или нет? У каждого своё мнение на этот счёт. Я считаю, что нет. Нам лучше не экспериментировать, – прокомментировал такую возможность глава государства.
По его мнению, для России с её огромной территорией, с многоконфессиональностью, с большим количеством наций, народов и народностей «нужна все же крепкая президентская власть». Таким образом, это всё как раз примеры настройки, повышения эффективности всей системы госуправления.
В эту же логику укладывается и исчезновение из статьи 81 об ограничении президентских полномочий двумя сроками слова «подряд». При этом по инициативе первой женщины-космонавта, а ныне депутата Госдумы Валентины Терешковой была проработана норма, которая запускает данный способ отсчёта со следующих президентских выборов. Таким образом, за Владимиром Путиным сохраняется возможность продолжить работать на благо страны, если он решит избираться на пост президента. Очевидно, что подобное положение дел не радует разве что неблагожелателей России – многие из них хотели бы, чтобы дискуссия о главе государства приводила бы к внутренним разладам в стране и ослаблению нашей Родины. Теперь же при одобрении на общероссийском голосовании комплекса изменений в Конституцию стабильность курса на развитие страны будет подкреплена и возможностью Владимира Путина продолжить трудиться в качестве Президента России.
Благодаря вносимым поправкам развитие получит и система местного самоуправления – то есть та, которая наиболее близка к жителям. Во-первых, в Конституцию вводится понятие «публичной власти» как объединяющего термина для органов государственной власти и муниципалитетов. По этой логике конституционно устанавливается взаимодействие этих двух уровней власти «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Также значительно детальнее прописываются базисные вещи для органов местного самоуправления, уточняется ряд формулировок.
УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ
Ещё одна важная новация, предлагаемая к внесению в Основной закон, – конституционное закрепление того, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды». Этот тезис приобретает особую актуальность в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Переписывание истории, попытка умалить роль нашей Родины в разгроме нацизма, реабилитация военных преступников и их пособников в отдельных странах, к сожалению, используются недругами России. И то, что страна конституционно закрепляет задачу отстаивать правду, является показателем приоритетов. Страна, выигравшая самую страшную войну, не имеет права проиграть память о ней.
***
10 приведенных блоков – это десять аргументов, которые показались нам наиболее вескими, чтобы поддержать на общероссийском голосовании изменения в Конституцию РФ. Очевидно, знакомясь с предлагаемыми поправками, каждый найдёт для себя ещё несколько важных аргументов, чтобы сказать «да».
Николай Стародубцев:
— Решение о внесении поправки в Конституцию считаю правильным и своевременным. Она была принята в 1993 году, прошло 27 лет. За почти три десятка лет в Основной закон страны вносились несколько изменений, большая часть которых касалась изменения наименований субъектов страны. Теперь настало время внести коррективы в соответствии с требованиями современности. Одними из самых значимых, считаю поправку о признании культуры Российской Федерации как уникального наследия многонационального народа и закреплении статуса русского как языка государствообразующего народа. Мы — русские и гордимся этим!
Татьяна Поддубная:
— Очень важна социальная часть поправок в Конституцию. Не секрет, что у нас есть малообеспеченные семьи. Новая поправка обязывает всегда обеспечивать необходимый уровень социального обеспечения гражданам России. Речь идёт о закреплении в Конституции МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, индексации социальных пособий, пенсий, формирование системы пенсионного обеспечения граждан России «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений». Поправка – это своеобразный регулятор, призванный не допускать беспорядок и обеспечивать стабильность в жизни.
Александр Ерошенко:
— Дети — важнейший приоритет государственной политики нашей страны. Потому закрепление в Конституции поправки, касающихся юных граждан, считаю очень важной. Во всей нашей стране, в общем, в Брянской области и Новозыбковском городском округе в частности, создаются условия для гармоничного духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития детей, воспитания в подрастающем поколении патриотизма и уважения к старшим. Мы должны продолжить эту тенденцию. Поправка в конституцию вобрала в себя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Одновременно – это наша ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.