Женщина, прошедшая войну

22 июня 2020, 8:40 | Общество 14

Единственная оставшаяся в живых женщина – фронтовичка 92-летняя Варвара Ефимовна Чекед живёт в селе Старый Кривец на высоком берегу обмелевшей и еле заметной в зарослях речки Кривуши. Ухаживают за ней зять с дочерью, но она еще и сама ведет свое ...

Единственная оставшаяся в живых женщина – фронтовичка 92-летняя Варвара Ефимовна Чекед живёт в селе Старый Кривец на высоком берегу обмелевшей и еле заметной в зарослях речки Кривуши. Ухаживают за ней зять с дочерью, но она еще и сама ведет свое скромное хозяйство.

Родилась Варя Зайцева в деревне Топаль Клинцовского района. Рано осиротев, сполна познала «ласку» и «любовь» мачехи. Женщина была словно прототипом мачехи из сказки «Морозко». Не только любви, да ласки не знала Варя и ее старшая сестра, но и доброго слова никогда не слышали. Батрачили девочки в своем собственном доме и даже в школу не ходили. Не было у Вари и документов, как будто не было девочки вовсе на этом свете и звали ее кто как хотел, кто Валькой, кто Варькой. Началась война, сестру угнали в Германию, а бедная Варя стала жить под двойной оккупацией – фашистской и мачехиной. Еле пережила сирота этих два года, и как только прогнали немцев с родной земли, вырвалась девочка из — под мачехиной «опеки». 16 – летняя Варя устраивается на работу на торфозаготовки, но непосильной оказалась эта работа для девочки – подростка.
Узнав от старшей подруги, что в Клинцах расположился госпиталь, где та работала, Варя упросила устроить туда и её. Она готова была на любую работу. Подруга посодействовала, и вскоре Варвара Зайцева стала санитаркой мобильного госпиталя. Госпиталь передвигался вслед за наступающей армией. Двинулись на Беларусь, в Гомеле погрузились на плоты и по реке Сож — до Пинска. В этом городе перезимовали зиму 1943-1944 годов, работала Варя и санитаркой, и помогала в операционной, так как не хватало медицинских сестер. Много горя и крови, много смертей прошло перед ее глазами, но девушка оказалась смелой, она присутствовала при тяжелых операциях, при ампутации рук и ног, выносила ставшие уже ненужными человеческие конечности. Весной по приказу госпиталь переехал в Мозырь, а потом в Польшу. Приехали в Польшу, но из вагонов выходить запретили, потому что там орудовали бандеровцы и наши солдаты вели зачистку. Дальше через восточную Пруссию поехали в Германию в город Шлибус, где и расположился госпиталь. Раненых перевезли на машинах. Госпиталь был пересыльный, в нем оказывали первую помощь и, немного подлечив раненых, отправляли по другим госпиталям.
По окончании войны поступил приказ о передаче всех раненых в другие госпитали, а персонал отправили на Дальний Восток, где началась война с Японией, но пока приютили всех раненых, война, как началась, так и закончилась. В это время оказалось много больных среди угнанных в Германию советских людей, освобожденных нашими солдатами. Отправлять их на Родину было нельзя, и их поселили в бывшем госпитале, который превратился в гражданское лечебное учреждение. Заболела и Варвара, у нее началась малярия и пришлось ей лечиться самой.
Она работала в госпитале не по призыву военкомата, а добровольно по найму, после окончания войны Варвара вернулась в родительский дом. Награждена Орденом «Отечественной войны» и медалью Жукова, имеет знак «Фронтовик 1941 — 1945 годов».
Вскоре семья переехала в Старый Кривец. Варвара вышла замуж за Василия Чекед, работала в колхозе «Новая Жизнь». Вырастили трех детей, дождались правнуков. Натрудившись за свою жизнь, испытав столько горя, она мирно доживает свой век в доме на высоком берегу Кривуши. Женщина, прошедшая войну и ставшая местной легендой.


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
 подписаться на Telegram
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить