Насколько актуальна проблема почерка на сегодняшний день высказывают новозыбковские специалисты

12 февраля 2022, 12:48 | Общество 31

Выражение «Пишет, как курица лапой» многим знакомо еще со школьной скамьи. Так обычно говорят о человеке, почерк которого трудно разобрать. Согласитесь, неразборчивый текст вызывает раздражение и формирует соответствующее мнение о человеке. Меж тем, ...

Выражение «Пишет, как курица лапой» многим знакомо еще со школьной скамьи. Так обычно говорят о человеке, почерк которого трудно разобрать. Согласитесь, неразборчивый текст вызывает раздражение и формирует соответствующее мнение о человеке. Меж тем, в современной школе давно нет такого предмета как каллиграфия, а почерк нынешних школьников, мягко говоря, далек от идеала. С другой стороны, сейчас письмо от руки отходит на второй план, уступая место компьютерной технике и различным гаджетам, где навыки письма ручкой или карандашом имеют нулевую значимость. Неужели, действительно, в ближайшем будущем ручное письмо исчезнет?

Бывший преподаватель новозыбковского педколледжа Валентина Чирок много лет, вплоть до 2000-х годов, учила своих студентов – будущих учителей начальных классов, каллиграфии, а, точнее, методике преподавания уроков письма в школе. Ведь невозможно научить ребенка писать красиво, если сам учитель не умеет этого делать и не знает, как научить. У самой Валентины Георгиевны прекрасный почерк, который был выработан «старой школой». «Одно из детских воспоминаний, сохранившихся о начальной школе – это уроки чистописания или «минутки чистописания», – говорит собеседница. — Старшее поколение помнит перьевые ручки, тетради в косую линейку, жесткие требования правильно сидеть, делать нужный наклон букв, правильно держать ручку. В 70-е годы прошлого века требования перестали быть детальными и уроки письма заменились «минутками». По словам Валентины Чирок, для учителей, много лет отработавших в школе, проблема обучения письму до боли знакома. «Почти все дети не любят писать. Эти уроки их утомляют, не вызывает интереса монотонное и однообразное написание элементов букв. Рука еще слабая и быстро устает. Кроме того, постоянные напоминания о посадке, положении тетради и ручки нервируют ученика, — с высоты своего педагогического опыта говорит Валентина Георгиевна. — А с тех пор, как компьютеры вошли в школьную практику, и вовсе стали говорить о ненужности писать от руки. Такие споры идут и среди научного сообщества».

Сторонники необходимости обучения детей ручному письму аргументируют такую необходимость тем, что письмо развивает мелкую моторику, которая влияет на работу головного мозга, помогает улучшить концентрацию внимания, и память. Ведь переписанные от руки знания усваиваются сами собой: вспомнить хотя бы, — «студенческий» способ подготовки к экзаменам, когда информация, написанная в шпаргалках, усваивалась, и ими даже не приходилось пользоваться. Также ручное письмо улучшает грамотность – формируется тактильная память, ясность ума, умение точно и ясно излагать мысль. Письмо схоже с творчеством и делает человека уверенным в себе.

Противники рукописного письма считают этот навык устаревшим. Они указывают на трудоемкость процесса для младших школьников, что приносит им не радость, а стресс и плохие оценки. Кроме того, печатание на компьютере экономит время и ресурсы.

Учитель начальных классов новозыбковской гимназии Галина Белевитина, говорит: «Хороший почерк — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы красиво и аккуратно писать, надо много и регулярно упражняться. А это большой труд , который требует времени и усилий. У дошкольников плохо развита мелкая моторика рук. Дети мало рисуют, штрихуют, обводят по образцу. Все время занято гаджетами. Даже современная одежда предполагает липучки, чтобы быстро и без усилий одеться. Попросите дошкольника завязать шнурки и, поверьте, не каждый с этим справится. Да и в школах уже давно отменили урок чистописания, осталась только минутка на каждом уроке русского языка. Как правило, дети красиво, аккуратно пишут в период обучения грамоте, когда только знакомятся с правильным написанием букв. Затем начинают писать быстро и почерк меняется».
А вот психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Новозыбковский психолог Наталья Калачёва, основываясь на своем опыте, говорит: «Каждый человек индивидуален и почерк у каждого человека неповторим. И важно понимать, что при написании текста задействованы отдельные участки головного мозга, мелкая моторика неразрывно связана с развитием мозговой деятельности. Человек обладает индивидуальными психологическими особенностями, имеет свой внутренний мир, темперамент. В процессе формирования личности складывается характер человека и соответственно его почерк. Какие-то отдельные черты характера по почерку не выяснить, но, например беспокойство, тревогу можно заметить, когда ребенок (подросток) часто зачеркивает написанное, исправляет, обводит по несколько раз. Об аккуратности и педантичности подскажет манера написания, насколько ровно складываются буквы в слова, слова в предложения, чисто, без помарок. Люди романтического склада будут предпочитать использовать в письме всевозможные завитки и необычные украшения в букве. На самом деле, это только предположения, чтобы говорить совершенно точно о характере человека, нужно смотреть не только на почерк, но и использовать диагностический инструментарий в виде тестов, методик, опросников».
Так нужно ли в нынешних реалиях учить детей красиво писать? Кто прав – сторонники или противники чистописания? «Истина, как обычно, где-то посередине, — считает Валентина Чирок. — Большинство методистов склоняются к тому, чтобы школа продолжала развивать навыки четкого, разборчивого письма, не отказываясь от компьютера».


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
 подписаться на Telegram
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить