Истрия дружбы двух ветеранов из Новозыбкова и Чернигова

30 июля 2022, 14:00 | Общество 43

Сегодня речь пойдет об удивительных людях, один из которых- Ковалёв Семён Наумович, уроженец села Крутоберёзка (ныне Новозыбковский район Брянской области), русский. Другой – Леонид Георгиевич День-Добрый, украинец, уроженец Черниговской области. А ...

Сегодня речь пойдет об удивительных людях, один из которых- Ковалёв Семён Наумович, уроженец села Крутоберёзка (ныне Новозыбковский район Брянской области), русский. Другой – Леонид Георгиевич День-Добрый, украинец, уроженец Черниговской области. А свела их жизнь в белорусском Гомеле, накануне Великой Отечественной войны.
Семён Наумович всегда мечтал о море и в 1939 году даже подал заявление в Николаевский морской техникум, но вызов на учёбу почему-то не пришёл, и тогда он поехал в Гомель и поступил там в автомобильный техникум.

После сдачи последнего экзамена за второй курс студенты узнали о страшном: началась Великая Отечественная война. Сразу же большинство учащихся техникума пошли в военкомат записываться в добровольцы. Ковалёва, 17-летнего паренька, не взяли по возрасту, но поручили разносить повестки по домам мобилизованных в армию. Он окончил школу снайперов, и вскоре был зачислен в ополчение. Вместе с товарищами участвовал в патрулировании улиц, охране объектов. И, конечно, регулярно наведывался в военкомат.
В начале августа 1941 года в Гомеле начали формировать добровольческую коммунистическую роту. Семён Ковалев стал ходить в военкомат ещё чаще. Чтобы отделаться от назойливого паренька, в военкомате ему вдруг сказали: «Принесёшь винтовку – возьмём». Что же делать? Во время чистки оружия в снайперской школе он умудрился исчезнуть вместе со своей винтовкой под номером 174.

Ещё одним назойливым посетителем военкомата был Леонид День-Добрый, ему тоже было 17 лет, и его тоже не брали в армию. И здесь не обошлось без курьёза. Леонид вошёл в кабинет военкома и сказал: «День-Добрый». Ему ответили «Здравствуйте! Фамилия ваша как?» Он снова говорит: «День-Добрый». Военком, начиная выходить из себя, спрашивает: «Фамилию называть будете?», а ему в ответ «Фамилия у меня такая: День-Добрый». Веселого юношу с необычной фамилией в военкомате запомнили быстро, но на фронт всё равно не взяли. По возрасту не проходил. Пришлось друзьям прибавить себе по году и с одной винтовкой на двоих добровольно вступить в Гомельскую коммунистическую роту.
Командир построил роту – 350 человек – и два раза показал, как передёргивать затвор винтовки Мосина и стрелять, потом показал, как бросать гранаты РГД-33 и Ф-1. На этом обучение закончилось. Роту бросили в бой.

Боевое крещение друзья получили в Белорусском Полесье, на реке Сож. В первых боях на территории Белоруссии полегла почти вся Гомельская коммунистическая рота. В живых осталось едва ли человек 60-70. А дальше их ждали маршевая рота, «Горелые лагеря» под Курском и снова фронт.
Ситуация была столь критической, что два верных друга решили на всякий случай прорезать носки в ботинках, чтобы в момент окружения застрелиться, нажав курок винтовки пальцем ноги, только бы не оказаться во вражеском плену.

Неожиданно командование отбирает 35 бойцов. Через Орёл друзей перебрасывают в Белые Берега под Брянском и размещают в кельях бывшего монастыря, в так называемой «школе пожарников». Под таким условным названием в Белых Берегах с августа 1941 года действовал филиал Орловской специальной школы по подготовке диверсантов для борьбы в тылу врага. Организовал школу профессионал диверсионной работы Илья Григорьевич Старинов. Как мы теперь знаем, в «школе пожарников» готовились будущие прославленные партизанские командиры Брянщины: Д.М. Кравцов, М.П. Ромашин, А.Д. Бондаренко, М.И. Дука.

За короткое время бойцов обучили подрывному делу, обращению с автоматическим оружием и основам разведки, ознакомили с некоторыми правилами конспирации, научили часами сидеть в засаде не шелохнувшись, сформировали спецгруппы. Гранаты и мины в значительной степени изготовлялись собственными руками по личному указанию И.Г. Старинова.

Эта «школа пожарников» сыграла большую роль в развитии партизанского движения и способствовала эффективности боевых действий партизан, здесь готовились квалифицированные кадры разведчиков, диверсантов, подрывников. Это и был настоящий «второй фронт». За август – начало октября 1941 года Белобережский филиал подготовил около 800 человек, ставших бойцами разведывательно-диверсионных групп.
Из воспоминаний С.Н. Ковалёва: «Теперь уже можно сказать, что всё время с начала войны я вёл дневник, в том числе и в «школе пожарников». Перед отправкой в тыл врага я закопал его в надёжном, как мне казалось, месте, чтобы найти после Победы. Но мы давали подписку о неразглашении на 50 лет. По истечении этого срока пехал в Белые Берега, попытался отыскать свой дневник. Но за эти годы там всё изменилось до неузнаваемости. Так я и не смог найти свою реликвию».
Группа, в которую входили друзья, состояла из четырёх человек, возглавлял её Константин Трофимович Васильцов. Группе Васильцова предстояло при помощи батальонной разведки выйти к линии фронта в районе города Трубчевска. В первую ночь линию фронта они не перешли – обстреляли свои же. Потом двигались в сторону Почепа, к реке Рассухе, минировали мосты, дороги. Но группе не повезло: явочные точки оказались провалены, командир был убит. Погиб боец Каштанов. У Ковалёва с День — Добрым осталось две гранаты, штук двадцать патронов и несколько толовых шашек. У Навли перешли линию фронта и оказались у своих, где тут же были арестованы. Их едва не расстреляли как немецких лазутчиков, долго проверяли и после уточнения всех обстоятельств направили в 204-й стрелковый полк.
С тяжёлыми кровопролитными боями полк отступал: сдали Навлю, Белёв, Одоев, Елец. Леонид День-Добрый так ослабел, что не мог идти. Семён Ковалёв привязал друга обмотками к лафету пушки, что помогало ему двигаться вперёд. Вскоре новый поворот: друзей направили в Тамбовское артиллерийское училище. Но добраться туда не удалось: поезд разбомбили, День-Добрый и Ковалёв потеряли друг друга. Они оба дошли до конца войны и даже были награждены одинаковыми наградами.
К счастью, история этой дружбы не закончилась на войне. Cлучай в очередной раз сыграл важную роль в жизни друзей. Семён Наумович Ковалёв по долгу службы, а в это время (в конце 1960-х гг.) он возглавлял ПМК «Сельхозтехника» в селе Гобики Рогнединского района, приехал в Гомель за новой техникой. Проходя по длинным коридорам «Гомсельмаша», на двери кабинета председателя парткома он увидел табличку с удивительно знакомой фамилией. Вновь встретились друзья и с тех пор поддерживали фронтовую дружбу до конца жизни.

На фото: Семён Ковалёв (справа)с внуком Семёном Капиустниковым в Гомеле, в гостях у Леонида День-Доброго. 

Вероника Куртова

Фото: из личного архива

 


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
 подписаться на Telegram
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить