Учитель-дефектолог из Новозыбкова Ольга Оглоблина: отсутствие слуха — не преграда в жизни

30 сентября 2022, 8:18 | Общество 38

Ольга Оглоблина уже много лет работает учителем-дефектологом в ГБОУ «Новозыбковская школа-интернат» и с высоты своего опыта заверяет: отсутствие слуха — не преграда в жизни. Дети с нарушениями слуха могут общаться словесной речью, хотя, конечно, для ...

Ольга Оглоблина уже много лет работает учителем-дефектологом в ГБОУ «Новозыбковская школа-интернат» и с высоты своего опыта заверяет: отсутствие слуха — не преграда в жизни. Дети с нарушениями слуха могут общаться словесной речью, хотя, конечно, для этого необходимо приложить огромные усилия и ребенку, и педагогу.

Мы живем в атмосфере звуков. Постоянно слышим шум дождя и ветра, пение птиц, звон весенней капели, голоса близких и друзей. И не задумываемся о том, какой это великий дар, и что есть люди, лишенные возможности услышать разнообразие звуков окружающего мира. Ольга Оглоблина посвятила свою профессиональную жизнь тому, чтобы научить глухих и слабослышащих детей слышать и говорить. «Тотально глухих людей нет, — объясняет Ольга Александровна, — всегда есть остатки слуха, у кого-то больше, у кого-то меньше. И моя задача этот слух развить».
Её подопечные — ученики начального звена, с 1 по 5 класс. Все разного возраста, разного уровня речевого развития. «Задача дефектолога — поставить звуки, растормозить речевые центры, научить говорить и слышать с аппаратом. Любой ребенок сначала учится слышать звуки, потом вычленять речевые звуки, отдельные слова, начинает накапливать словарный запас», — рассказывает Ольга Оглоблина.
Задача у учителя-дефектолога непростая, но выполнимая. Ольга Александровна использует в работе всевозможные методики, которые, в конечном счете, дают результат. «Дети бывают очень сложные, — признается собеседница. — Требуется немало терпения, выдержки, чтобы добиться результата. Порой ребенок, попадающий ко мне, не знает, что мама — это мама, не знает, как его зовут, или обладает минимальным словарным запасом. Несколько лет назад поступил к нам мальчик Дима. Десять слов знал о силы. Работали и всё получилось». И как раз во время нашей беседы в класс заглянул тот самый мальчуган. Сейчас Диме уже 14 лет, и он прекрасно разговаривает!
Ольга Оглоблина раз в неделю проводит со своими подопечными так называемые фронтальные занятия, проще говоря — это занятия по группам. «Групповые занятия направлены на формирование речевого слуха и техники речи, — рассказывает педагог. — Мы слушаем речевые и неречевые звучания. К примеру, работаем над звуком «Д». Учимся произносить этот звук с элементами фонетической ритмики, потом этот звук различаем в словах. Следующий этап — неречевые звучания: шум воды, стук, ветер и т.п. Также учимся эти звуки различать. Затем работаем над речью, слушаем и различаем слова, фразы, тексты. «Отхлопываем» ритм слов, работаем над интонацией, логическим ударением».
Если фронтальные занятия проходят раз в неделю, то индивидуальные — ежедневно, с каждым ребенком. «Индивидуальные занятия в нашей школе проводят три дефектолога: я, Елена Помелухо и Наталья Цыбульская, — объясняет собеседница. — Длится такое занятие 20 минут и состоит из двух частей. Первая — формирование произносительной стороны речи, вторая – развитие слухового восприятия».
Отметим, что в арсенале учителей-дефектологов имеется все необходимое для проведения занятий – от наглядных пособий до специальной аппаратуры. «Дети должны различать звуки в пространстве, это важно в первую очередь с бытовой точки зрения: услышать, что кто-то пришел, проезжающую машину и так далее», — поясняет Ольга Александровна.
Владеет Ольга Оглоблина и жестовым языком, однако в работе с учениками использует его по минимуму: «Задача школы — научить ребенка живой речи, поэтому язык жестов если и используется, то только как вспомогательный».
Ольге Александровне дорог каждый ее подопечный, и даже когда ребята уходят из школы-интерната во взрослую жизнь, они поддерживают дружеские связи. «Ученики нашей школы — большая семья. Ведь фактически ребята здесь выросли, нашли друзей», — говорит педагог.
Залог успеха в обучении глухих и слабослышащих детей в том, чтобы их обучение как сотрудничество, и тогда точно все получится, уверена Ольга Оглоблина: «Работа меня захватывает. И самый главный ее результат — то, что дети говорят, общаются. От этого радостно на душе. Понимаешь, что работаешь не зря».


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
 подписаться на Telegram
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить