В Новозыбкове работает добровольческое отделение «Оберег»
Новозыбковские добровольцы отделения «Оберег» группы «За наших 32» изготавливают особые обереги – маскировочные сети, которые защищают наших бойцов от вражеского глаза и сохраняют их жизни. В каждом узелке сети вплетены частичка души, теплые слова, строчка из песни, звучащей за работой, и огромное желание помочь ребятам, которые сейчас «за ленточкой».
Маргарите, администратору «Оберега», удалось собрать и сплотить вокруг себя поистине уникальных, бескорыстных и очень светлых людей. Это не удивительно: Рита – настоящий огонек. И дело тут не в ее огненно-красных волосах. А в задоре и искренности, с которыми она рассказывает о важности и значимости для фронта работы волонтеров и о каждом из тех, кто этой работой живет: «Люди удивительные. Мужчина с травмой ключицы, но при этом все тяжести носит, чтобы нашим девочкам помочь. Женщина с бронхиальной астмой, с диабетом. Есть слабовидящая. Пары семейные. Девочка из Питера на лето приезжает к родителям в отпуск и тут же приходит к нам. Каждого люблю и горжусь тем, что они рядом. Мы все стали друг для друга одной семьей».
Огорчает волонтеров то, что «семья» их относительно невелика: основной костяк – 25 человек. Любому желающему присоединиться, пусть даже на пару часов в неделю, они рады: дополнительная пара рук – это еще одна, две, пять сетей, которых так ждут наши бойцы.
Но обо всем по порядку. Чуть больше полутора лет назад в группе «За наших 32» кинули клич: «Нам нужно придумать, как плести маскировочные сети». На тот момент сети были в диком дефиците: в России их было не найти, либо стоили они очень дорого – цена одной могла доходить до 20 тысяч рублей. «Может попробовать? Я работаю в ночь, дни у меня свободны, — вспоминает Рита, — заказала нитки, чтобы попробовать сплести сеть. Потерпела неудачу. Нитки путались, скользили… А в интернете не было никакой подходящей информации».
Неравнодушный новозыбковец передал волонтерам посылку, в которой находилась сетка. Это было просто неописуемым счастьем. Но как с ней дальше работать? Она же длинная! Была маленькая картинка, на которой схематично изображалось, как плести. На дворе декабрь. По всем доступным каналам связи разослали запрос на любую белую ткань, но с двумя условиями: она должна быть без рисунка и не блестеть на солнце. По всему городу собирали простыни. Затем в ход пошли тюли, свадебные платья. Все это нарезалось вручную так называемой гирляндой. Первую сеть по периметру Рита оплетала дома. «Я с рукоделием не дружу от слова совсем, руки не из того места растут, – смеется собеседница. – Зацепила один край сети за холодильник, другой – за какой-то крючок на батарее. Нужно же прикрепить шнур, а он не держится – ездит по основе. Занялась изучением специальных узлов. У меня было 5-секундное видео с плетением этого узла, но с использованием челнока. Новый шок… Я не знала до этого дня, что это такое».
Первую сетку Маргарита оплетала 11 часов. Для сравнения, сейчас на эту операцию у волонтеров уходит час. «Первым человеком, подошедшим ко мне с желанием помочь, была Вика Парлюк. Научилась, начала плести. Затем постепенно подтянулись остальные. Теперь уже мое постоянное присутствие не требуется, все отлажено до автоматизма. Все всё знают, коллектив стабильный и дружный. Люди сюда, как на работу ходят. Им дай возможность – они и уходить не будут», – в голосе собеседницы звучит гордость.
Технологией плетения каждый из волонтеров владеет в совершенстве. Как сами шутят: «Ночью разбуди – все сделаем, как надо». И с радостью они готовы поделиться этими знаниями. «Мы мечтаем, чтобы наш коллектив увеличивался. Для каждого вновь пришедшего мы – открыты: поможем, научим, объясним», – говорят добровольцы.
Особенно радуются, когда приходят дети. Уже второй год летнюю практику в «Обереге» проходят гимназистки. А учащиеся школы № 3 во главе с завучем Татьяной Кутуз стали дорогими и близкими друзьями волонтеров. В прошлом году ребята захотели помогать, освоили азы плетения и настолько прониклись духом «Оберега», что стали плести сети в школе.
Как поистине скромные, лишенные тщеславия и бескорыстные люди, волонтеры с нескрываемой гордостью и любовью говорят о каждом, кто оказал им помощь: больница, ЧОП «Меркурий», не оставшиеся в стороне земляки и, самое главное, друг о друге. Наперебой летят фразы « и о Лидии расскажите», «а вот Татьяна…», «а можно я еще расскажу о…»
И они рассказывают. Как цепляют и доводят до слез слухи о том, что им, якобы, платят. О Лидии Решетниковой, которую между собой называют «наша зажигалочка». О Татьяне из Сватово, которая наравне со всеми каждый день плетет сети, верит в нашу победу и очень хочет домой. «А мы к ней все поедем в гости. Всем коллективом», – тут же добавляет кто-то со смехом.
А если серьезно, то за время существования «Оберега» было сплетено порядка 550 сетей. Применение их широко: окопы надо укрыть, машины. Сейчас бойцы крепят по две сетки, чтобы, если дрон прорвал первую, то запутался во второй. Часть отправляется на границу, но основная масса «за ленточку». Размер у сетей стандартный, но, по необходимости, они стыкуются между собой. Расцветка комбинируется в зависимости от местности. Материал заказывается на производствах. Дэль, основа для маскировочной сети, режется, оплетается шнуром по периметру, вешается на станок и обвязывается лентами из спанбонда. Ленты нарезаются на специальном станке, изготовленном специально для «Оберега» неравнодушными ребятами из Клинцов, а раньше и эта операция делалась вручную.
А еще волонтеры плетут маскировочными халатами. Уже где-то 180 штук отправились по назначению. Прошлой зимой начали делать окопные свечи и теплые стельки. Способов помочь много. Главное – желание.
«И когда мы плетем эти сети, мы вплетаем в них тепло своей души, надеясь, что оно согреет чьих-то внуков, сыновей, любимых, отцов. Вот по этой причине мы здесь», – дрожащим от волнения, но полным решимости голосом говорит Светлана Короткая.