Все «чудеса» новозыбковец Аурел Диордиев творит при помощи… света
Аурел Диордиев – художник по свету, с осени 2022 года он работает в ГДК, и ни одно мероприятие – будь то концерт, театральная постановка или дискотека, не обходится без его прямого участия. Работа световика – закулисная, и, на первый взгляд, незаметная, но именно она создает атмосферу на сцене, помогая зрителю буквально растворяться в происходящем действе.
Аурел Диордиев родом из Молдавии, затем много лет прожил в Республике Коми, а в 2022 году по семейным обстоятельствам переехал в Новозыбков. Помимо того, что Аурел – музыкант, виртуозно играет на саксофоне, в какой-то момент он понял, что душа лежит к художественному мастерству. «По образованию я – регулировщик радиоэлектронной аппаратуры, — рассказывает собеседник. — В 1997 году окончил училище, приехал домой. А у нас большой комплексный ДК, несколько залов, библиотека, ЗАГС — все в одном здании. Дискотечный зал на тот момент был заброшен – что-то разворовали, что-то сломали. Я восстановил там звуковой пульт. А насчет света… не было вообще ничего. Покопался, нашел прожекторы квадратные маленькие, мигалки, какие-то стробоскопы старого образца, все это восстановил и стал проводить дискотеки. Можно сказать, с этого началось увлечение светом».
Позже шесть лет Аурел работал художником по свету в районном отделе культуры Удорского района Республики Коми. «Взяли сначала светооператором в центр социально-культурной деятельности. Знакомился с работой, учился. Потом меня направили для повышения квалификации в Театр оперы и балета в Сыктывкаре. Там я попал на балет «Щелкунчик», который до сих пор обожаю, в том числе, за световое оформление. Я, новичок, рассказал художнику по свету, как работаю и она сказала, что делаю все правильно». После были и другие курсы, получение специалиста 2 категории, практика в Сыктывкарском Академическом театре драмы им В. Савина и многое другое.
В районном отделе культуры в Удорском районе художником по свету Аурел проработал шесть лет, участвуя в создании всех мероприятий – концертов, фестивалей разного уровня.
В Новозыбкове первый рабочий день был тоже знаменательным – он выпал аккурат в день рождения Аурела Ивановича – 26 октября. И началась очередная страничка его творческой биографии. К слову, то, что этот человек буквально «горит» на работе, видно сразу. О свете он может рассказывать часами, и мы, конечно, не преминули воспользоваться случаем и узнать секреты профессии.
«Работа световика начинается с прочтения сценария — какие номера, кто выступает. Потом надо пообщаться с руководителями коллективов, узнать, какие костюмы. Ведь свет зависит и от костюмов. К примеру, костюм красный. Если добавить просто яркий белый свет, костюм не так ярко смотрится, а вот если немного красного — уже выделяется», — рассказывает Аурел Иванович. — На репетиции присматриваюсь: где какой исполнитель стоит. У руководителя один взгляд на сцену, у меня – другой. Я корректирую, смотрю и как художник, и как зритель. Вообще, любой концерт – это командная работа».
Аурел Диордиев искренне признался, что для него каждый концерт – уникальный и грандиозный, к каждому он подходит со всей ответственностью и старается по максимуму. «Начинается концерт. Три, два, один…. И я уже весь на сцене. Я ничего не вижу и не слышу вокруг. Бывают моменты, когда во время концерта смотрю по номеру, начинаю импровизировать, где какой свет включать, как подсветить человека. Свет должен работать, он не должен быть статичным».
Именно светом создается атмосфера на сцене, и здесь тоже есть свои тонкости, о которых рассказал собеседник. «К примеру, трагическая сцена – это темно-красный свет, немного дыма, затемнение. Ночь – темно-синий. Холодный свет — зима, теплый – лето, радость… По свету сразу понятно, что происходит. А еще светом можно состарить человека или омолодить. Чтобы из молодого сделать возрастного, используются темные тона, плюс направление света – он нижний, рамповый. Чтобы омолодить, рамповый свет убираю, включаю верхний и боковой. И тона более радостные, светлые».
Удивительно, но наш герой может создать шедевр лишь при помощи одной настольной лампы! «Картинку можно нарисовать. Направить настольную лампу, к примеру на яблоко, можно так, что оно будет выглядеть как спелое или как неспелое. Настольная лампа — это тоже прожектор. Можно и сверху, и снизу, и сбоку осветить, и светофильтр сделать из тонкой бумаги, выкрашенной в определенный цвет. И вот она – заливка».
Конечно, за то недолгое время, что мы общались с Аурелем Диордиевым, познать все тонкости его работы мы не могли, да это, наверное, и нереально. Ведь он, как истинный художник, пишет не только с помощью имеющихся знаний, но и душой. «Я люблю работать со светом. Это моя жизнь», — признался художник.