О принципах работы детского телефона доверия рассказала педагог-психолог новозыбковского Дома детского творчества Наталья Калачева
Работает телефон доверия практически во всех субъектах нашей страны, в 80 из них — круглосуточно. В год на него поступает около 1 миллиона обращений.
Самое главное, о чем нужно знать и помнить — не обесценивать свою проблему и ни в коем случае не бояться звонить. Если возникла потребность, не надо откладывать и сомневаться. Обсудить со специалистами на линии можно абсолютно разные вопросы, которые беспокоят. Психологи детского телефона доверия знают, как подойти к разговору и развернуть его таким образом, чтобы он получился наиболее эффективным для звонящего. Какие вопросы могут быть? Для детей и подростков это, в первую очередь, детско-родительские отношения, конфликты, развод родителей. Вопросы, касающиеся школьной жизни: буллинг, травля, неумение строить отношения с одноклассниками, конфликт с учителем. Вопросы, касающиеся успеваемости, особенно весной и в начале лета, в канун экзаменов. Смерть кого-то из близких. Вопросы личного характера: недовольство внешностью, излишнее стеснение, незапланированная беременность и безответная любовь. Даже желание завести домашнего питомца, которого родители не разрешают. Такие вопросы тоже важны. У каждого ребенка свои трудности, сложности и проблемы. В каждом возрасте свои ценности, интересы, приоритеты.
Если с первого раза под влиянием эмоций не получается сформулировать мысль, то можно позвонить второй, третий раз. Сколько необходимо. Специалисты ответят на каждый звонок.
Единый общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 был создан в 2010 году. Главная его задача – оказать экстренную психологическую помощь детям, подросткам и родителям. Бесплатно и анонимно.
«Родителям не стоит бояться, если ребенок позвонит. Это не говорит о том, что родитель не справляется со своими обязанностями или о нарушении доверительных отношений. Просто иногда подросткам близкому человеку рассказать о возникшей проблеме сложнее. У ребенка, по мере взросления, появляется личная информация. Бывает, что он не хочет, чтобы о ней знали даже родные. И в такие моменты очень важно помнить, что есть люди, которые всегда выслушают и помогут. Это не говорит том, что специалист телефона доверия даст какое-то конкретное решение. У него нет таких полномочий. Но он окажет экстренную помощь: выслушает, даст необходимую поддержку, поможет выйти из зацикленного состояния, посмотреть на ситуацию с другой стороны, увидеть дополнительные ресурсы для ее решения. В этом и заключается принцип работы детского телефона доверия» — говорит Наталья Калачева.
Иногда помощь бывает нужна и родителям. В основном, в моменты, когда они сталкиваются с подростковым кризисом и непониманием, когда ребенок может убегать из дома. Психолог на линии поможет выбрать правильную линию поведения.
Одним из главных страхов звонящих является то, что информация, полученная в ходе беседы, будет записана и предана огласке. Это не так. Телефон полностью анонимный. Специалист никогда не запрашивает личные данные и любую другую личную информацию.