Новозыбковский педагог Варвара Мельникова : «Быть грамотным – значит быть успешным»
Варвара Ивановна научила грамотно писать сотни своих учеников. Сначала, после окончания БГУ, – в сельской школе, а затем, более двух десятилетий преподавала русский язык в школе №7 (ныне – СП школы №6).
Один из учеников Варвары Ивановны – нынешний директор школы №6 Игорь Шелковый до сих пор вспоминает об учителе с большой теплотой: «Я окончил школу в 2003 году, но уроки Варвары Ивановны не забуду никогда. Она привила мне и моим одноклассникам любовь к слову, научила грамотности. Всегда была очень справедливой», — рассказывает Игорь Николаевич. Да и подавляющее число бывших учеников педагога благодарны ей за бесконечные диктанты, сочинения, работу над ошибками…
По мнению Варвары Мельниковой, грамотный человек – это не только тот, кто грамотно пишет. «Это человек, который умеет грамотно выстроить свою речь, умеет общаться. Его речь красивая, правильная. Для меня грамотность – это что-то на физическом уровне… Я не куплю в магазине «колбОсу», «мОкороны», «кОльмары». Для меня это как знак некачественного товара. Я возмущаюсь, когда вижу баннеры с кучей ошибок и тому подобное», — признается Варвара Ивановна.
Меж тем педагог с сожалением отмечает – уровень грамотности у нынешней молодежи понизился. «Да, уровень общего развития людей, безусловно, стал выше, потому что больше гаджетов, больше информации в разных сферах, больше возможностей что-то узнать, понять, использовать. Но уровень грамотности падает, к сожалению. Я общаюсь с детьми своих бывших учеников, которые просят помочь их детям с освоением грамотности. И часто у подростков возникает вопрос: «А что, запятые – это тоже ошибки?» У них, молодых, есть свой аргумент: компьютер все исправит».
По своему многолетнему педагогическому опыту Варвара Мельникова знает, что грамотность всегда у всех была разная. Кому-то дано, кому-то нет. Есть гуманитарии, есть математики. Но все же многое идет из семьи, от того, насколько ребенок начитан, насколько серьезно к этому относятся родители. «Силой и руганью грамотность не вобьешь. Это не разовое мероприятие, — рассуждает педагог. — Начинать учить ребенка быть грамотным надо с детства: читать ему книги, много разговаривать, общаться. Чтобы потом у ребенка не возникло неверное убеждение, что быть грамотным – это только уметь по-русски говорить. Если ученик читает в 5 классе 30 слов в минуту, он не будет грамотным никогда. Родители уже это упустили. Начинать учить грамотности надо не с 1 класса, а гораздо раньше. И если у ребенка к началу школы будет сформировано желание учиться, узнавать, понимать, двигаться вперед, – это уже заложены основы грамотности».
Не поможет быть грамотным и бездумное зазубривание правил, уверена Варвара Ивановна: «Есть люди, которые пишут грамотно, не зная правила, интуитивно. А кто-то учит правило, отчеканит его, «от зубов отскакивает». А на деле… Вот, к примеру, правило «чу-щу» пиши с «у» знают с 1 класса, а в 10-м могут сделать ошибки в написании слов. Поэтому знание правил – это еще значит грамотность. Помню, был в моей учительской практике случай. Ученик упорно писал «одиннадцОтое». Как водится, дала задание – написать правильно целую страницу этого слова. Он написал. Следующий урок. Пишем дату в начале урока. Он перевернул страницу и написал: «двеннадцОтое».
В своей семье Варвара Ивановна за грамотностью следит тщательно. Да что говорить – у младшей дочери, Татьяны, любимой игрой с мамой в детстве было… писать диктанты. «У меня выросли абсолютно грамотными две дочери, — с гордостью говорит наша героиня. – И у внуков нет проблем с грамотностью».
Варвара Мельникова согласна с утверждением: быть грамотным — значит быть успешным. «Успешный человек – это человек, который умеет выстраивать коммуникацию, умеет доносить свою точку зрения. Он может обработать информацию, извлечь из того, что ему сказано, нужное, полезное для себя, встроить это в свою жизнь. Грамотность – это умение общаться с людьми, а навык этого общения идет от школьной грамотности».