Исполнилось 80 лет со дня гибели новозыбковского фронтового кинооператора Арсения Шило
Фронтовые операторы всегда оставались в тени славы. О них никто и никогда ничего не знал. Они отдавали свои жизни, чтобы сохранить для потомков редкие кадры военных действий. Но вот их собственная жизнь всегда оставалась за кадром. Один из таких «безымянных» героев – уроженец Новозыбкова Арсений Шило.
Арсений Петрович родился в 1917 году в Новозыбкове, тогда еще Черниговской губернии. Сведений о семье новозыбковца крайне мало. Его отец Петр Ульянович был преподавателем геометрии, служил на крейсере «Аврора», умер в июле 1934 года в селе Денисковичи. Мама Павла Петровна (урожденная Кулич) дожила до 23 февраля 1959 года. Также в семье был еще один ребенок, Леонид. Леонид Петрович – участник Великой Отечественной войны, штурман бомбардировочной авиации. После войны окончил педагогический институт им К. Либкнехта, работал заместителем начальника главного управления народного образования в Москве. Умер в 1993 году.
Об Арсении Петровиче достоверно известно, что он окончил школу им. Калинина (нынешняя школа № 1 им. Д. А. Драгунского). Вот как об Арсении Шило впоследствии вспоминала одна из его одноклассниц: «Он был одним из нас. А нам в то время было по семнадцать лет, и были мы десятиклассниками. Друзья звали его ласково «Арсюк». Он был среднего роста, обычной внешности, с добрыми, немного ироническими глазами. Даже когда он сердился или негодовал, лицо его оставалась добродушным, лишь в глазах появлялась укоризна. У Арсения были увлечения артистические. Он был заводилой школьного театра, инициатором и душой наших спектаклей и выступлений. В левом конце коридора третьего этажа, в коморке, откуда начиналась чердачная лестница, Арсений организовал «Актёрскую». Её стены были увешены афишами, шутливыми аншлагами, дружескими шаржами и карикатурами. Здесь же хранился и нехитрый реквизит. В это «Святилище» допускались лишь «причастные» к искусству. Так начинался путь Арсения в большое искусство. Школа была окончена, и осуществилась его мечта – он стал студентом операторского факультета ВГИКа».
В 1936 году Арсений Шило уезжает в Москву, учится во ВГИКе, встречается со своими школьными друзьями, которые, как и он, учились в столице. «В те годы многие из нас учились в Москве, и мы — студенты-земляки, встречались каждое воскресенье: вместе ходили в театр, катались на речном трамвайчике, прыгали с парашютной вышки в ЦПКО, бродили по набережным, чувствуя себя связанными общим детством, школой, городом, откуда мы приехали». В 1939 году студент Арсений Шило с отличием окончил операторский факультет ВГИКа, защитив дипломную работу «Контраст света на натуре». Юного оператора приняли ассистентом оператора на Свердловскую студию хроникально-документальных фильмов. Там он участвовал в съемках Союзкиножурнала.
Свои коррективы в жизнь и творчество нашего земляка внесла Великая Отечественная война. Он окончил Куйбышевское пехотное училище в звании лейтенанта. Был призван Сталинским РВК города Свердловска и с июля 1942 года находился в 21-й Армии. Во время боев под Сталинградом был тяжело ранен. В том же, 1942 году, Арсения Шило наградили медалью «За боевые заслуги». Награду он получил за то, что, будучи адъютантом минометного батальона, при атаке немцев 13 августа 1942 года в районе одного из сёл близ Сталинграда «на командном пункте батальона поднял два расчета минометчиков в контратаку… не дав противнику закрепиться» на атакуемой территории. Почти два года шло лечение в госпиталях. Уже после реабилитации стало ясно – вернуться на поля сражений солдатом не удастся. Врачебная комиссия присвоила новозыбковцу 2-ю группу инвалидности. К началу 1944 года Арсений Петрович приехал в родной город. Достоверных сведений о том, чем занялся комиссованный солдат в Новозыбкове, нет. Однако известно, что ему удалось добиться невозможного: вернуться на фронт добровольцем-кинооператором.
С июля 1944 Арсений Шило – военный корреспондент, кинооператор фронтовой киногруппы Политуправления 3-го Прибалтийского фронта. Первые отснятые им кадры кинохроники — это «Форсирование реки Утрои», «Город Остров» — 21–22 июля 1944 г. Затем «Освобождение Города Пскова» — 25 июля 1944 г. снятые в период: c 17 по 31 июля 1944 г. во время Псковско-Островской наступательной операции. Снимал Арсений Петрович и Тартускую наступательную операцию. Вместе с действующими частями Красной Армии стойко переносил все тяготы и лишения. При этом старался всегда сохранить аппаратуру и «увидеть» нужный кадр. Так, в сопроводительном письме к отснятому материалу из Тарту указывалось, что «материал снят в горящем городе, много дыма, поэтому может создаться впечатление затянутости негатива (не смущаться, печатать)». Оператор Шило 7 октября 1944 года снял кадры битвы за «Город Вальмиера» и за «Город Цесис», вошедшие затем в документальный фильм «8-ой удар». Даже находясь на грани жизни и смерти Арсений Шило снимал. Снимал до последнего вздоха. Новозыбковский краеведе Евгений Свистов, который занимается изучением жизни Арсения Петровича, указывает, что «15 октября 1944 года во время съемок боёв за освобождение Риги на набережной возле фронтовых кинооператоров раздался взрыв, в результате которого Шило Арсений был ранен и потерял сознание, но камера, которая была в его руках, продолжала работать. Раненым, без сознания, кинооператор Шило Арсений Петрович был доставлен в военно-полевой госпиталь № 0191, а затем в госпиталь ХППГ 670, располагавшийся в м. Южные Ропажи, в котором он 22 октября 1944 года скончался».
За проявленную в боях смелость, инициативу, офицерское мужество Арсений Шило в октябре 1944 года был представлен начальником киногруппы 3-го Прибалтийского фронта к правительственной награде — ордену «Красное Знамя». А в ноябре 1944 года посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.
Захоронен новозыбковец Арсений Шило в братской могиле в Литве в Рижском районе, с/с Ропажи на кладбище 22, в парке у пруда. Его имя увековечено на мраморной доске в Центральном Доме кино в Москве среди других имён кинематографистов, павших за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Фото: https://www.kino-teatr.ru/