Игра света и красок
Новозыбковская художественная школа единственная в регионе, которая учит глухих детей.
Начиналось все в далеком 2004-м с увлечённого климовского парня Павла Чубко. Его мама попросила преподавателей художественной школы взять сына на занятия. На эксперимент согласились Надежда Санникова и Андрей Таловерко. «После первых занятий спина была мокрая от волнения. Для глухих ведь наша речь иностранная, им непонятна даже терминология привычных нам вещей. Мы не знали, как объяснить детям урок. Вся методика сводилась к принципу «Делай как я», — вспоминает Андрей Александрович. Первое время педагогам помогала мама ученика. Она подрабатывала «переводчиком» у собственного ребёнка. Павел достаточно эмоциональный парень. Он очень быстро рассказал о своих уроках ученикам новозыбковской школы-интерната. Так на творческих занятиях появился Алексей Мураков из Стародубского района. Ему было 17 лет. Когда он впервые пришел в художественную школу, даже не скрывал восхищения от работ ребят. Потом пришли и другие слабослышащие. Работать с ними было и сложно, и легко одновременно. Сложно найти нужную методику, но при этом в общении не было никаких проблем. Ребята чувствовали настроение, видели все по глазам. Даже с отъявленными хулиганами удавалось найти общий язык. Был в практике один парень, который серьезно набедокурил и у себя в интернате, и в художественной школе. Руководством двух учебных заведений было принято решение прекратить творческие занятия. И вот прошел примерно год. Андрей Таловерко вновь пришел в школу-интернат. К нему подошел этот хулиган. «Стоит и пытается мне что-то сказать, а я не понимаю. И вдруг вижу его глаза – они полны слез. Тут-то до меня дошло: ребенок хочет учиться вновь».
А еще ребятам не хватало тепла семьи. Они учились вдали от дома, и второй дом нашли в стенах художественной школы. Очень часто после уроков Андрей Таловерко со своими воспитанниками устраивали чайные посиделки. Долго общались на разные темы, дети советовались с преподавателем. А по праздникам в школе устраивали дискотеки. Слабослышащие парни и девчонки были их частыми гостями. Как горели их глаза на таких мероприятиях! Они не чувствовали себя чужими. Они были частью дружного творческого коллектива. Возможно, именно это и помогло многим найти себя в жизни. Андрей Александрович до сих пор общается со своими бывшими учениками. География их нынешних мест проживания обширна – от Москвы до Дальнего Востока. Кто-то стал столяром, как Алексей Мураков, кто-то сурдопереводчиком, как Олег Рахимов. «В том году в Брянске прогуливались с супругой. Вдруг машина остановилась и не пропускает нас. Смотрю, сидит мужчина и машет мне рукой. Присмотрелся – да это же Рома Радченко! Он сейчас работает на БМЗ», — таких приятных встреч на памяти Андрея Таловерко немало. К слову, именно Роман Радченко стал первым учеником, начавшим получать награды на конкурсах. Ему же первому присвоили именную стипендию губернатора. А уж потом стипендию заслужил и Павел Чубко. После того, как Паше стали перечислять деньги ежемесячно, на пороге класса появилась толпа ребят. «Все они хотели так же получать стипендию», — смеется педагог. Еще один стипендиат – Максим Рябых. По воспоминаниям преподавателей он «с открытым ртом» рисовал на компьютере. Его целенаправленно готовили к поступлению на дизайнера в колледж для слабослышащих в Павловске. И поступил, и окончил, играл за сборную учебного заведения по волейболу. К слову, в этом колледже обучились 11 выпускников школы-интерната. Помимо профессии многие нашли свои вторые половинки в стенах этого заведения.
К 2010 году возникла идея создать подобие такой организации как «Радимичи». Так родились «Художники без границ». Павел Вдовиченко посодействовал появлению компьютерного класса в школе в рамках сотрудничества со швейцарским офисом ООН. Команда ДХШ ездила в Добруш на конкурс, где ребята удивили волонтеров своим видением творчества. Благодаря этой программе появилась возможность изучать компьютерную графику, а позже – и тяга быть в Сети, общаться со слабослышащими со всей России. Пошли первые гранты. Ставка была сделана на народные промыслы. Так возле школы «поселились» деревянные фигуры зверей. Их даже воровать умудрялись, приходилось возвращать «питомцев» на место при помощи полицейских. Во всех своих проектах школа не выделяла глухих ребят. Они участвовали в мероприятиях на равных. А вот от «обычных» детей их отличает понимание ценности помощи взрослых, ведь им ее так порой не хватает.
Выпускники художественной школы редко, но возвращаются «домой». «Какое-то время у нас работал Павел Чубко. Сейчас трудится Надежда Немченко. Только слабослышащий педагог, прошедший обучение и в школе, и в колледже, сможет правильно и доступно объяснить материал другим детям с нарушениями слуха. Это самый верный путь, лучше любого методического пособия», — считает директор художественной школы Андрей Таловерко.
С ним согласны и в школе-интернате для слабослышащих. В учебном заведении также работают их бывшие выпускники. Социализация для таких людей гораздо важнее, чем для «нормотипичных». Потому школьные педагоги с радостью смотрят на детей, занимающихся творчеством. Посещение художественной школы это и общение, и раскрытие личности. «Посмотришь на рисунок, и ни за что не скажешь, что его автор эта застенчивая девчонка или стеснительный парень. Наши воспитанники стараются вложить в картину те чувства, которые не могут рассказать словами. Даже самые неусидчивые дети при рисовании становятся другими – уделяют внимание мельчайшим деталям», — говорит заместитель директора школы-интерната Валентина Меньших. Правду говорят, тот, кого природа обделила слухом или зрением, острее выражает свои эмоции другими способами. Для слабослышащих ребят такой палочкой-выручалочкой стало творчество. Например, Даша Привалова выбрала для себя направление ткачества. Ей очень нравится складывать нити в узоры. А вот Аня Ковалева без ума от своего преподавателя, педагога с нарушениями слуха Надежды Немченко: «Надежда Андреевна мне всегда помогает, учит нас правильно рисовать. А еще мы делаем картины из бумаги и ниток». Но самое главное, что для этих ребят творчество – это потребность. Они с упоением ждут того момента, когда смогут вновь оказаться на уроке, выйти на улицы города на традиционные пленэры.