Участник СВО из Новозыбкова рассказал о службе

20 июля 2025, 11:00 | Общество 9

Новозыбковец Сергей Касауров поделился воспоминаниями о службе и рассказал о мирной жизни.

Сергей Владимирович как никто другой знает, что происходит на территории Украины. Он с первых дней Майдана оказался в гуще событий, находится в базе «Миротворца». Все очень просто: мужчина — бывший житель города Стаханов на Луганщине. Еще осенью 2013 года он с замиранием сердца следил за политическими новостями по телевизору. И уже тогда понимал: ничем хорошим это не закончится.

— Мы с супругой хотели делать ремонт, накопили достаточную сумму. Но потом, рассудив здраво, решили повременить. С каждым днем по новостям показывали картинки одна хуже другой. Мы видели, как заставляли детей учиться только на украинском. Я сам русский, мама родом из Белгорода. Мы просили бандеровцев: не лезьте к нам, мы не против государственного украинского, но в семье, в школе не нужно переписывать историю. Не сносите памятники советские. Нас это возмутило, мы вышли на протест.

Сначала возмущения были тихими, мирными. Люди выходили на площади и выражали свое несогласие с происходящим в Киеве. Многие понимали: не все так просто. Невозможно выстроить палаточный лагерь в сжатые сроки своими силами, слишком уж красивыми выглядели палатки, было организовано питание, мероприятия. Чувствовалось, что за всем этим стоит кто-то серьезный, идет поддержка извне. А в один день все перевернулось, и мирные протесты перешли на другой уровень.

— Я за свои деньги сшил огромный флаг России. Его мы повесили рядом с украинским. Сотрудники милиции требовали снять стяг. Мы им объясняли: у нас же дружба народов. Снять им не удалось. Ночью криминальные личности начали обстреливать нашу палатку и стяг. Потом в Луганске наших активистов били трубами по голове.

После этого были знаменитые события: штурм здания СБУ в Луганске, первые военные столкновения.

— 6 июня поехали в Луганск. Планов брать город тогда не было. Выступил Болотов, сказал, что задержали активистов. Мы стояли колонной возле обладминистрации, нам сообщили: «Принято решение идти к зданию СБУ». Требовали, чтобы отпустили ребят. Их из СИЗО выпустили, но, тем не менее, все понеслось как снежный ком. Народу было около 7 тысяч человек. Начали взламывать двери. СБУ-шники стали нас закидывать шумовыми гранатами, но физического сопротивления от них как такового не было. Уже после штурма в подвале нашли склад с оружием. Кто-то специально свез оружие с воинских частей в здание СБУ.

Так Сергею Касаурову пришлось познакомиться с оружием. Волей-неволей, когда в тебя летят пули, ты начинаешь обороняться. Не потому, что ненавидишь ребят на той стороне. А потому, что хочешь защитить свой родной город, семью, родителей, детей. Тех, с кем прожил немало лет в дружеских отношениях. В ополчении соединились абсолютно разные люди: парни приезжали из Сибири, из Австралии, из России. Все, кто был связан кровью с Луганщиной, бросили работу и встали как один.

— 2 июня 2014 года при штурме погранчасти в Луганске мне приходилось прикрывать огнём из автомата работу наших гранотометчиков. Моя задача была производить обстрел окон части, чтобы из них не сняли наших ребят. Несколько раз я менял позиции. Из подвала на цоколь, из цоколя на техэтаж 9-этажки. Там находились отверстия, как бойницы, для проветривания. Когда проник в это помещение, увидел много голубей. После того, как мы отработали, я заметил, что все птицы мертвы. У них видимо не выдержало сердце от стрельбы.

А сердца луганчан выдержали. Они не сдались. Мужчины отправили престарелых родителей и детей, по большей части, в Россию. На линии огня остались лишь те, кто мог держать оружие в руках. Потому как все города простреливались ВСУ ежедневно. Несколько лет наш герой вел борьбу с неонацистами. Многих друзей потерял на поле боя. Но страшнее всего, что самые близкие люди оказывались предателями.

— Я с одним другом был вместе с детского сада. У него бабушка в Тернополе, он часто к ней ездил. Он позвонил мне, когда я был в здании СБУ. Говорит: «Бросай, не надо, вас убьют». Мы поговорили, он забыл положить трубку. И вдруг слышу, как он «сливает» нас.

И таких ситуаций было много. Сергей Владимирович считает, что основная жизненная позиция украинцев — получить блага просто так. Именно поэтому многие и пошли на Майдан: это ведь возможность заработать. И не важно, что цена твоей «зарплаты» — чья-то жизнь, разрушенные города.

— Они ведь когда уходили из населенных пунктов, старались уничтожить инфраструктуру по-максимуму. Видимо, надеются, что с восстановлением им поможет Европа. А если города отбить не удастся, то стройкой займется Россия. Я, когда служил в армии, общался с парнем со Львова. Спрашиваю: «Как живете?». «У меня гектар земли, родные никогда в своей жизни не работали», — отвечал тот. Они живут для себя, не внося такой вклад, как центральная и восточная Украина. Они рубят лес в Карпатах, плетут из лозы мебель, все в Польшу продают. А нам, Луганску и Донбассу, некогда. Мы зарабатывали деньги на предприятиях и в шахтах.

В 2015 году Сергей Владимирович поменял украинский паспорт на российский. Говорит, президент Владимир Путин сделал ему самый лучший новогодний подарок: документ был выдан 29 декабря. В 2016-м семья решила перебраться в Россию. Сначала Сергей Касауров трудился в Москве, зарабатывая деньги на билеты к отцу во Владивосток.

— Когда мы прилетели во Владивосток, стало понятно, что найти работу трудно. Это морской город, моя специальность там не востребована. Да и климат не нравился. А тут знакомые ребята предложили приехать в Новозыбков на машиностроительный завод.

На НМЗ Сергей Касауров устроился в 2017-м. Стал трудиться слесарем-ремонтником. Удалось купить дом в одном из сел Новозыбковского городского округа. В семье появился третий ребенок. Когда началась специальная военная операция, в числе первых добровольцем ушел сын Александр. А вот нашего героя не взяли — не проходил по возрасту. Когда же этот порог был увеличен до 45 лет, Сергей Владимирович тут же заключил контракт.

— Я попал в нижегородскую область, там формировался заново третий армейский корпус. У нас рота была именная брянская, половина наши, часть из Тамбова и кадровые военные с Алтая, водители. Пошел в армию вместе со своим соседом Вадимом Банышевым. Он же можно сказать спас мне жизнь: мы в одном окопе были под Кременной в Серебряном лесничестве, когда снаряд прилетел к нему под ноги. Парень-то он был большой и за его плечами стоял я. Меня это и спасло.

Сергей Касауров получил минно-взрывную травму. Долгие месяцы проходил лечение и реабилитацию. До последнего надеялся, что удастся вернуться. Но не получилось: списали по ранению в ноябре 2023.

— Спустя 10 лет отсутствия заходили в Северодонецк. Выжженные леса, стоят только палки, город разрушен. Было обидно. За время СВО больше проездил по родным местам, чем когда там жил.

Весь год его активно поддерживала супруга. Она стала настоящим надежным тылом. Человеком, который не говорит лишних слов, а берет и помогает во всем, как бы ни хотелось опустить руки и заплакать. Вообще, стойкость и отчасти мужество жен военных Сергей Владимирович считает подвигом. Как и в Великую Отечественную наши бабушки и прабабушки наравне с мужчинами ковали Победу, так и сейчас ведут себя современные матери и жены.

В 2024-м Сергей Касауров вернулся к мирной жизни. Вновь устроился на завод. Теперь трудится слесарем-ремонтником уже на «НовоТехРейл». Что хочет сказать тем ребятам, которые только вернулись из-за «ленточки»?

— Не жалеть себя, не искать жалости, а найти себя в этой жизни, даже когда это кажется невозможным.

А государство поможет. Нужна медицинская помощь — пожалуйста. Помощь в трудоустройстве — тоже не проблема. Действует множество программ, по которым участники СВО могут переобучиться. А для нашего героя важно, что его дети тоже чувствуют заботу страны: старшая дочка учится в железнодорожном колледже бесплатно, младшая может бесплатно питаться в школе. Предоставляются и внеочередные путевки в санатории.

Сергей Касауров не унывает. Перед его глазами — пример уфимского десантника. Парень потерял обе ноги, но не потерял себя в этой жизни. Он смог покорить Эльбрус на руках. А еще новозыбковец гордится своим сыном Александром. Молодой человек после возвращения с СВО активно помогает фронту. Он – руководитель гуманитарной миссии «Молодежки Народного фронта». Часто бывает на передовой, привозит гуманитарную помощь. Работает в курском приграничье. Александр считает, что волонтеры делают добрые дела, которые видят. И это мотивирует работать еще больше.

На фото: Сергей Касауров с сыном Александром.

Фото из личного архива


Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить