Почти три десятка лет новозыбковский врач возвращает к жизни пациентов

4 августа 2025, 10:00 | Здравоохранение 6

За плечами анестезиолога-реаниматолога Новозыбковской ЦРБ Сергея Верхоломова – сотни спасенных пациентов, тех, кто находился у последней черты и благодаря профессионализму врача теперь смело может отмечать второй день рождения.

В Новозыбковскую ЦРБ Сергей Верхоломов пришел 28 лет назад, сразу после окончания Смоленской государственной медицинской академии. Но начался его путь в медицину еще в подростковом возрасте. После восьмилетки в школе №5 Сергей Петрович получил среднее медобразование в новозыбковском медколледже, отучившись на фельдшерском отделении. Даже несколько месяцев проработал медбратом в инфекционном отделении ЦРБ, а затем отправился штурмовать «высшую» медицину. «Инициатором» появления медика в семье стала бабушка Сергея Петровича, которая много лет проработала медсестрой в роддоме. «Бабушка видела во мне хирурга. Но по определенным обстоятельствам с хирургией не сложилось, и я выбрал самое близкое к ней направление – анестезиологию и реанимацию», — рассказывает доктор.

Впрочем, о своем выборе Серей Верхоломов не жалеет. Ведь анестезиолог-реаниматолог – это ответственность за человеческие судьбы, настоящая работа ради спасения жизней. Нужно уметь квалифицированно оказать помощь и новорожденному ребенку, и подростку, и взрослому, и беременной женщине.

Вообще без анестезии невозможно любое хирургическое вмешательство. Но многие пациенты плохо представляют себе роль анестезиологов, считая их менее значимыми, в отличие от хирургов. Между тем эта профессия требует высокой точности и глубоких медицинских знаний. Именно анестезиологи поддерживают жизненно важные функции организма пациента, обеспечивая безопасность во время операции. «Анестезиолог обеспечивает подготовку к наркозу, контроль пульса, уровня кислорода в крови, предотвращение возможных осложнений. Моя задача – следить за состоянием пациента от начала операции до полного восстановления сознания. Каждый вдох, каждый удар сердца пациента под контролем, — раскрывает тонкости свое работы Сергей Верхоломов. — И затем я веду пациента до полной стабилизации состояния в постоперационном периоде, когда он находится в реанимации. После операции пациент обязательно попадает в реанимацию. Это стандартная мера предосторожности, а не признак неудачного исхода хирургического лечения. Нужно круглосуточно контролировать сознание, дыхание, боль, поддерживать стабильность организма и предупреждать возможные проблемы».

Несмотря на привычное мнение обывателя, общая анестезия — лишь небольшая часть работы анестезиолога-реаниматолога. «Есть множество медицинских специальностей: эндокринологи, невропатологи, инфекционисты, терапевты и так далее. И каждый лечит заболевания в рамках своей специализации, знаний и полномочий. Если лечение проходит по стандартной схеме, пациент выздоравливает. Но бывают случаи, что несмотря на грамотную работу специалиста, болезнь приобретает неконтролируемый характер, и пациент, независимо от диагноза, может впасть в критическое состояние. И чем бы он ни болел, единственный, кто будет его спасать — это реаниматолог. И только когда он стабилизирует больного, выведет из критического состояния, за пациента вновь возьмется лечащий врач. А если реаниматолог не справится, вмешиваться уже некому. Мы должны уметь все. Эта профессия требует знаний, реакции и ответственности. Но также она дает ощущение, что ты действительно можешь что-то изменить», — говорит Сергей Верхоломов.

Реанимация ЦРБ рассчитана на шесть коек, еще четыре – в роддоме. Сергей Верхоломов признается, что сейчас чаще приходится работать в качестве реаниматолога, хотя, безусловно, он присутствует на 99% операций. «Чаще приходится реанимировать взрослых. После различных травм, ДТП, отравлений. Это может быть и анафилактический шок, и остановка сердца, и ожоги. Очень много людей, злоупотребляющих алкоголем, у которых возникают судороги, бывает отравление суррогатами, алкогольная кома. У детей – отравления, инфекции, высокая температура, судороги и т.п.», — рассказывает Сергей Петрович.

Мы не могли не задать реаниматологу вопрос – а что там, за гранью, между жизнью и смертью? «Мы спрашивали это у людей, которых возвращали. Так вот: никто ни в каких коридорах не летает. И свет в конце тоннеля не видит. Просто как будто сначала свет выключили, а потом включили», — улыбается Сергей Верхоломов.

Каждый рабочий день анестезиолога-реаниматолога уникален: каждый пациент особенный, каждая ситуация новая. А помимо врачебных обязанностей у Сергея Петровича есть еще и управленческие: с 2016 года он является заведующим отделением анестезиологии-реанимации. «В мои обязанности, как руководителя, входит построение работы всей службы. Коллектив у нас около 30 человек, в том числе, 7 анестезиологов-реаниматологов – пять в больнице, два – в роддоме, все мужчины. Персоналом укомплектованы. Оборудованием тоже».

Безусловно, в практике Сергея Верхоломова были и печальные случаи, когда не удалось спасти пациента. Привыкнуть к этому невозможно. «Когда такое случается, всегда думаешь, анализируешь, что сделал не так, почему не смог спасти, почему не получилось… Это всегда тяжело. Но, в то же время, я и мои коллеги должны иметь твердый характер. Излишне эмоциональному анестезиологу-реаниматологу очень сложно работать. Нельзя стоять в стороне и плакать. Жизнь надо спасать. Брать себя в руки и идти».

Недавно Сергей Верхоломов удостоен нагрудного знака «Отличник здравоохранения». Его врачу торжественно вручили в канун Дня медицинского работника. Сергей Петрович признался, что для него это стало полной неожиданностью. «Приятно, конечно. Хотя по большому счету мы не ждем благодарностей. Но когда пациент просыпается и ты видишь, что все прошло как надо, когда удается вернуть человеку жизнь — это и есть результат. В нашей работе главное – точность. Без лишнего. Просто правильно».

Фото: газета «Маяк»


Август 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить