В Климовском районе Брянщины поддержали акцию «Коробка храбрости»
Климовское местное отделение партии «Единая Россия», в том числе глава Климовского района ...
Названные образовательные организации являлись преемниками Новозыбковского реального училища, основанного в 1875 году для обучения мальчиков по техническим дисциплинам. В предлагаемой читателю статье речь пойдет об истории создания и функционирования одного из старейших учебных заведений Новозыбкова, его руководителях, учениках и преподавателях.
В Российской империи вопрос об устройстве реальных училищ впервые был поднят частными лицами в 20-30-е годы XIX столетия с целью распространения среди населения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Для его положительного разрешения сторонники такого вида образования разработали комплекс мер и обратились к императору. На Высочайшем уровне предложенная инициатива была поддержана 29 марта 1839 года утверждением Положения о реальных классах. Следующим значительным шагом в деле развития реального образования стало принятие в 1864 году устава о реальных гимназиях. Согласно названному документу, основной целью гимназий определялось «общее образование и подготовление к вступлению в высшие специальные учебные заведения». В 1871 году реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а утвержденный 15 мая следующего года устав объявлял их целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». К началу 1872 года в Российской Империи было 7 реальных училищ, в которых обучалось 1 752 учащихся.
К этому времени относится обсуждение вопроса об открытии реального училища в Новозыбкове. По результатам 5 мая 1873 года уездное земское собрание постановило «…ходатайствовать об открытии в Новозыбкове на счет правительства, с пособием от земства …шестиклассного реального училища, состоящего из двух отделений, основного и коммерческого, и с высшим дополнительным классом, с двумя отделениями, механико-техническим и химико-техническим, по утвержденным правительством учебным планам». На содержание училища ежегодно выделять 10 000 рублей из средств земства.
Основными вопросами финансово-хозяйственной деятельности училища, совершенствования учебного процесса, а также внедрения новых методик преподавания занимался директор. Первым директором будет назначен действительный статский советник Илья Радкевич. Он руководил училищем 15 лет, с июля 1875 года. После него директорами последовательно назначались: Кассиан Жук (декабрь 1890 – октябрь 1895), Владимир Каменский (октябрь 1895 – сентябрь 1899), Николай Исаин (сентябрь 1899 – 1907), Константин Ходнев (декабрь 1907 – июнь 1914), Иван Повстянко (июнь 1914 – 1917), Петр Еременко (1917).
Илья Радкевич родился 17 июля 1836 года, высшее образование получил в Киевском университете св. князя Владимира, окончив его в 1857 году со степенью кандидата физико-математических наук. В 1882 году получил чин действительного статского советника. За продолжительную и усердную службу на ниве народного просвещения будет награжден орденами св. Станислава и св. Анны I степени. Он всегда был учтив, внимателен и вежлив, в обществе держался с благородством просвещенного в лучших традициях аристократа. Во время лекций Радкевич не оказывал давления на учеников, ни к чему их не принуждал. Помогал бедным студентам, предоставляя деньги для своевременного взноса за обучение, зачастую отдавал свое жалованье в пользу училища. Периодически жертвовал собственные средства на организацию и проведение различных мероприятий для обучаемых. Во всех его действиях и отношениях чувствовался настоящий педагог и профессиональный руководитель. Память о нем долгое время сохранялась в сердцах всех с ним работавших.
Кассиан Жук вступил в должность директора училища 31 декабря 1890 года. Он родился в 1844 году. Высшее математическое образование получил в Киевском университете св. князя Владимира. Являлся главным хранителем физического кабинета этого университета и наблюдателем метеорологической обсерватории. Дослужился до чина действительного статского советника.
Владимир Каменский будет руководить училищем с октября 1895 года. Как и его предшественники являлся выпускником Императорского университета св. князя Владимира. Преподавал химию и историю. За заслуги в деле народного образования награжден орденом св. Анны II степени.
В сентябре 1899 года директором училища назначат Николая Исаина. Это был высокообразованный, культурный человек с прогрессивными взглядами, активный сторонник развития земства и народного просвещения, педагог. Являлся членом городского училищного совета, а с 1900 года его председателем, руководил педагогическим советом городской женской гимназии. Одновременно Исаин возглавит работу созданного в 1899 году на базе реального училища сельскохозяйственного технического училища (сегодня филиал Брянского аграрного университета). Также Исаин принимал активное участие в жизни Новозыбковского благотворительного общества. С его именем неразрывно связано возникновение и существование при школе благотворительного общества специальных классов черчения и рисования, размещавшихся в стенах реального училища. Революционные события 1905 года, в которых приняли участие некоторые ученики и преподаватели, явились причиной отстранения Исаина от должности директора, в связи с чем он вынужденно покинет Новозыбков и переедет в Сочи.
Константин Ходнев родился в 1866 году. Окончил высшее аграрное учебное заведение Российской империи – Петровскую сельскохозяйственную академию, несколько лет занимал должность Санкт-Петербургского губернского земского агронома. Профессиональный ученый, автор нескольких научных трудов. За свою работу по сельскохозяйственной статистике Петербургской губернии был премирован Вольно-экономическим обществом. Незадолго до смерти преподавал сельскохозяйственную экономию во Владикавказском политехникуме. Умер в 1922 году.
Перед началом Первой мировой войны директором реального училища назначат инспектора Новозыбковского сельскохозяйственного технического училища Ивана Повстянко. Он родился в 1877 году в Киевской губернии. Первоначальное образование получил в Уманском училище земледелия и садоводства, а затем продолжил его в Московском сельскохозяйственном институте, окончив в звании инженера-агронома. В 1912 году опубликовал научную работу «Руководство к объемному анализу и приготовлению титрованных растворов». Награжден орденом св. Анны III степени.
В 1917 году директором реального училища назначат Петра Еременко (в сентябре текущего года исполнилось 165 лет со дня его рождения). Высшее образование он получил на историко-филологическом факультете Императорского университета св. князя Владимира в Киеве. По окончании обучения в 1887 году Еременко приезжает в Новозыбков, где начинает преподавать любимые ему историю и географию в реальном училище. В этот период он пишет статью о постановке библиотечного дела в реальном училище. С начала 90-х годов позапрошлого века Еременко проводил археологические раскопки в различных уездах Черниговской, Орловской и Полтавской губерний. После организованных в 1902 году в Новозыбкове педагогических курсов Еременко выступил перед Новозыбковским земским собранием с инициативой создания в городе музея с постоянной экспозицией, которая нашла поддержку и последующую реализацию. В 1922 году за особые заслуги в области народного образования ему присвоят почетное звание «Герой Труда». Петр Еременко умер 27 февраля 1926 года в Новозыбкове. На прошедшем в связи с этим траурном заседании было принято решение назвать его именем центральную школу для рабочих.
Особое место в жизни Новозыбковского реального училища занимали попечители, которые поддерживали научную активность преподавателей, продвигали результаты их исследовательской деятельности, защищали права и интересы учителей, способствовали притоку студентов.
Одним из первых попечителей реального училища на заре его становления был избран Олимп Уманец. После чего эту должность в разное время последовательно занимали земский деятель Александр Лашкевич, князь Николай Долгоруков, дворяне Алексей Муханов и Павел Абалешев.
Практически одновременно с открытием училища при нем было создано общество оказания помощи бедным ученикам, почетным членом которого избрали известного во второй половине XIX столетия благотворителя графа Сергея Орлова-Давыдова. Заботами о необходимом обеспечении таких учеников одновременно занимался педагогический совет.
Для помощи ученикам и их материальной поддержки в училище учреждались стипендии. Все они были именными и формировались из процентов на капиталы, положенные в банк тем или иным жертвователем. Главным условием для их получения являлись успехи и достижения в учебе, активное участие в общественной жизни, примерное поведение.
Одну из таких стипендий профинансировал бывший выпускник училища Иван Сапожков, который пожертвовал на эти цели 500 рублей. Другая именная стипендия, в память бывшего попечителя училища – князя Николая Долгорукова, торжественно вручалась после его смерти на основании решения Черниговского губернского земского собрания, которое сформировало для этого специальный денежный фонд.
Александр ДУДНИКОВ, краевед, уроженец Новозыбкова
Фото автора
Начало. Продолжение.
Климовское местное отделение партии «Единая Россия», в том числе глава Климовского района ...
Поликлиника №1 Глинищева стала обладателями престижного Гран-при Всероссийской премии ...
Сегодня, 7 декабря, в Брянске проходит торжественная церемония открытия регионального турнира ...
Это важный шаг для молодых людей на пути к самостоятельной жизни, который помогает им обрести ...
В преддверии Дня матери в Брянске прошла торжественная церемония награждения Почетным знаком ...
В региональной программе «Инициативное бюджетирование» Стародубский округ участвует уже ...