300 дней войны
В маленький посёлок Триголов, что находится на Брянщине, весть о войне пришла к концу дня 22 июня. Колхоз «Волна» жил своей размеренной мирной жизнью. Выращивали зерновые, картофель, имели дойное стадо коров. Растили детей и радовались жизни. И в один момент всё изменилось.
Страна перешла на военное положение. Все взрослые мужчины были призваны на фронт. Формировались партизанские отряды из состава местного актива партийных работников и оставшихся в тылу боеспособных граждан в условиях военного времени. Все тяготы производства в колхозе легли на плечи женщин и молодёжи. Девиз «Всё для фронта, всё для победы!» был для них не только лозунгом, но и тяжёлым, изматывающим трудом.
В это время немецко-фашистские захватчики стремительно наступали по всем фронтам. Ставкой Верховного Главнокомандующего был отдан приказ об эвакуации народного хозяйства вглубь страны, на Восток. Для колхоза «Волна» основной ценностью являлся молочный скот и его необходимо было угнать подальше от врага, в тыл страны. Для выполнения этой задачи была сформирована команда из молодёжи 16-18 лет, местных ребят и девушек. В составе этой эвакуационной бригады находился и 18-летний Иван Пугачёв.
В конце июля стадо двинулось своим ходом в восточном направлении. Тяжёл и мучителен был этот перегон. Скорость передвижения была очень небольшой. В день удавалось пройти 10-15 километров. При этом коров следовало кормить, поить и доить. Девчата доили коров и меняли молоко у местного населения на хлеб и продукты. Ночевали вместе со стадом под открытым небом. Уже приближались холода. Но быстрее холодов приближались немецкие захватчики. В конце июля нашими войсками был оставлен Смоленск. Германские войска группы «Центр» в августе начали наступление на брянские города Унеча и Клинцы. 16 августа 1941 года был оккупирован Новозыбков. 6 октября 1941 года фашистскими войсками был занят город Брянск.
Колхозное стадо в это время подходило к окрестностям города Брянск. И тут выяснилось, что дальше идти некуда. Вокруг уже находились немецкие войска. Было пройдено свыше трёхсот километров. Поэтому было принято решение раздать коров местному населению, а самим возвращаться домой по оккупированной территории.
Так Иван Егорович на долгие два года оказался под немецкой оккупацией. Дома оставались мать с младшей сестрой и младшим братом. Им нужно было помогать выжить в условиях военного времени. Из-за болотистой местности и плохих дорог, регулярных войск в Верещаках не было. Бои тоже обошли их стороной. Власть была в подчинении полицейской комендатуре. В её состав входили полицейские из местных жителей, перешедших на сторону врага, около трёх человек и не довольные советской властью из других местностей.
По всей Брянской области действовали партизанские отряды. Не был исключением и Новозыбковский район. В одном из отрядов сражался и старший брат Ивана – Митрофан. До войны он был председателем местного колхоза «Волна». Митрофан Егорович являлся командиром одного из отрядов.
Иван оказывал посильную помощь отряду брата. Был связным, помогал в снабжении отряда продовольствием. Оставаясь в доме за старшего, был опорой для матери и младших брата и сестры.
Какие бы не были тяжёлые условия жизни, но молодость брала своё. В 1942 году он встретил и навек полюбил Настю, свою будущую жену. В любви и согласии, преодолевая все трудности жизни, они прожили вместе сорок два года, до самой его смерти.
Зимой 1942 года Иван заболел сыпным тифом. Многие думали, что он уже не сумеет выкарабкаться. Заботливые руки матери и молодой жены сумели его выходить и поставить на ноги. Всю зиму он пролежал дома, только к весне болезнь стала отступать. В какой-то степени, эта страшная болезнь спасла его от рабства в Германии.
Освобождение пришло на Брянщину осенью 1943 года.
После освобождения оккупированных территорий, развёртывались полевые военкоматы. Мобилизации подлежали юноши, достигшие призывного возраста, а это было в то время девятнадцать лет и лица из числа солдат- окруженцев, которые отстали от действующей армии . Из них формировались штрафные батальоны. Эти штрафбаты вошли в состав 307 стрелковойвой дивизии, которая после освобождения Новозыбкова, получила почётное наименование «Новозыбковская».
Времени на обучение новых формирований не было, как и не было в полном объёме ни обмундирования, ни вооружения.
10 октября 1943 года 307 стрелковая дивизия, состоявшая в основном из новобранцев-штрафников начала бои за форсирование реки Сож.
В течение десяти дней шли ожесточённые бои на подступах к городу Гомель. Практически все новобранцы погибли в тех боях. Потери с нашей стороны были ужасные. По воспоминаниям Ивана Егоровича, весь левый берег реки Сож был усыпан телами красноармейцев. В основном это были необученные новобранцы, зачастую ещё в своей гражданской одежде.
Ивану Егоровичу повезло. Он не пострадал в этих боях.
После освобождения города Гомель, 307 стрелковая дивизия выступила в направлении городов Жлобин и Бобруйск. Постоянно ведя тяжёлые бои, Красная Армия двигалась к западным границам СССР.
Война – жестокая вещь!
По воспоминаниям младшего сержанта, командира миномётного отделения Ивана Пугачёва, 29 июля 1944 года был тёплый, солнечный летний день. Их рота вышла к небольшой деревеньке, недалеко от города Гродно. Был отдан приказ расположиться на привал. Все бойцы, уставшие от тяжёлого перехода, попрятались кто где мог. Ждали полевую кухню.
Иван Егорович тоже со своим взводом прилёг в тени дома на окраине деревни. Это место привала показалось ему неудобным и он перешёл на другую сторону дома.
Через мгновенье начался артиллерийский обстрел деревни, и один из снарядов попал в то место, где только что отдыхал боец. Иван Егорович получил тяжёлое ранение в правую ногу.
В полевом госпитале ему остановили кровотечение, перебинтовали и на санитарном поезде эвакуировали вглубь страны. Около недели санитарный поезд вёз раненных красноармейцев. Их приняли в госпиталь города Агрыз, что находится в Татарстане.
После двух месяцев лечения, Иван Егорович на костылях был демобилизован домой инвалидом второй группы.
Дома ждали его возвращения мать, жена, сестра и братья. Всю оставшуюся жизнь, Иван Егорович работал в родном колхозе села Верещаки. Начинал учётчиком, потом счетоводом. В сорок лет заочно закончил Брянский сельскохозяйственный техникум. Свыше двадцати лет, до самой смерти, работал главным бухгалтером колхоза «Россия» Новозыбковского района.
За доблесть и проявленное мужество в Великой Отечественной войне был награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией в 1941-45 г.г.».