Новозыбчанка Мария Мухина: «Я люблю школу»
Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» Мария Мухина признается, что педагогика — её призвание.
Мария Александровна работает в гимназии, которую сама окончила. После получила красный диплом филиала БГУ в Новозыбкове по специальности учитель русского языка и литературы. Семь лет работала в Замишевской школе, а с 2021 года преподаёт в новозыбковской гимназии. Сейчас она классный руководитель 7 «А». «В моём классе очень хорошие дети, — улыбается учитель, — старательные, ответственные, неравнодушные, талантливые и инициативные».
Муниципальный этап включал в себя урок, мастер-класс и воспитательное событие. Урок Мария Александровна давала семиклассникам школы № 1. Она представила краеведческий региональный компонент в урочной системе. Учитель была одета в Верещакский костюм (его предоставила детская художественная школа Новозыбкова) и акцентировала внимание школьников на уникальности и самобытности этого наряда. Обсудила диалекты как отражение народной культуры, взяв за основу диалекты, которые бытуют на территории нашего юго-западного региона. Темой мастер-класса стали шаповальский язык и шаповальские валенки. Тайный язык ремесленников, уникальность которого в отсутствии алфавита, хоть и не активно используется, но живой — его носителей можно встретить в селе Новый Ропск Климовского района. Шаповальский язык, как и мастерство «валять валенки», передавалось из поколения в поколение. Чужаков ни в коем разе нельзя было посвящать в тонкости технологии, для этого, в том числе, и использовался этот уникальный язык. Мария Мухина побывала в Новом Ропске, пообщалась с детьми и внуками шаповалов и поделилась полученными знаниями на мастер-классе. Святочные традиции на Брянщине Мария Александровна представила на завершающем этапе «Воспитательное событие». Познакомила собравшихся с традиционными щедровыми песнями, которые сохранились до наших времен. Именно ими наши предки просили богатого урожая, прославляли родной край и желали здоровья. По итогам муниципального этапа «Учитель года Россия» Мария Мухина стала победителем, члены жюри отметили, что она продемонстрировала мастерство использования регионального компонента в обучении, подчеркнув важность краеведческого материала в образовании и в деле воспитания истинных патриотов.
К конкурсным испытаниям Мария Александровна начала подготовку с ноября: «Методические решения мы продумывали вместе с коллегами. Помогал весь коллектив, отмечу особый вклад директора Алексея Хохлова и завучей Ольги Осиповой и Ольги Комиссаровой. Сейчас мы подключаем все ресурсы для регионального этапа. Постараюсь достойно представить Новозыбковский городской округ на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2024 году. Считаю, что конкурсы — это, в первую очередь, знакомство с талантливыми педагогами. Ведь мы показываем лучшее, а это значит, что можно взять в свою копилку наработки других. А еще это возможность проявить не только мастерство и талант, но и сноровку».
В Новозыбкове Мария Мухина известна ещё и своим литературным творчеством. Не раз её стихи и проза печатались на страницах «Маяка». Будучи школьницей, она написала трогательное стихотворение ко дню смерти российского журналиста и телеведущего Влада Листьева. Показав стих классному руководителю Фире Исааковне Краснопольской, та сказала, как отрезала: «Будем печатать в «Маяке». «Вот так, с её легкой руки, в 1997 году первый мой стих был опубликован в газете, — улыбается Мария Александровна, — потом были и другие стихи, и заметки». Поэтом она себя не считается, но признается, что первые стихотворные строки написала в 8 лет — «очень жалостливое стихотворение о голубях», последнее появилось на свет в конце прошлого года — оно посвящено Брянской области. «Думаю, что когда ты — учитель, и учишь детей творчеству Пушкина, то к своему творчеству относишься более объективно и требовательно», — уверена педагог.
«Я люблю школу, люблю уроки, люблю детей, — говорит Мария Александровна, — и да, это всё-таки моё призвание. Люблю уроки, где мы с учениками говорим о поэзии: поднимаем сюжет, разбираем проблему, отмечаем красоту поэтического слова… И, когда видишь, как глаза ребят загораются неподдельным интересом, понимаешь, что вот она — твоя награда. Ради таких моментов и стоит работать учителем».
Фото: из личного архива