Библиотекарь Наталья Афонина проводит экскурсии по стародавнему Новозыбкову

22 ноября 2025, 10:00 | Общество 3

Тихие улочки, полные зелени, резные ставни, крыши — таким предстает Новозыбков в рассказах Натальи Афониной.

Библиотекарь новозыбковской центральной библиотеки проводит для горожан увлекательнейшие экскурсии. Наталья Михайловна переносит слушателей на века назад, как на машине времени. Давайте и мы с вами пройдемся по городу старинному и зыбкому…

Наше путешествие начинается на городской площади. Отсюда открывается прекрасный вид на визитную карточку нашего города — дом Певзнера. Об этом здании сказано и написано немало. Кажется, что его историю разобрали по кусочкам миллионы раз. Но дом преподносит сюрпризы. Начнем с того, что Певзнеров в Новозыбкове называли купцами. Вот только они были евреями, а эту нацию не принимали в купеческую гильдию. Отсюда вывод: либо они были крещеными, либо их просто называли купцами неофициально, по причине их богатства. На первом этаже красивейшего особняка располагались магазины, в том числе книжный (их было 4 в городе), магазин музыкальных инструментов, мастерская по настройке музыкальных инструментов, театральная парикмахерская. Когда не было телефонов, простых людей все это интересовало. На втором этаже сдавались помещения под еврейскую начальную женскую школу. В годы ВОВ дом был городской управой, после здесь в актовом зале показывали кино. Здание до сих пор не достроено. Со стороны музыкальной школы виден остов, видимо архитекторы хотели дальше делать комнаты. Советская власть дом так и оставила, потом пристроила магазинчик. Здание должно было тянуться до нынешнего магазина на углу улицы Ленина. Даже музыкальная школа выстроена на фундаменте дома Певзнера. Давным-давно Наталья Афонина разговаривала с человеком, который участвовал в строительстве горкома комсомола: «Стали копать, увидели фундамент. Да такой шикарный. Решили его не рушить. Видимо, не успели Певзнеры превратить в жизнь идеи свои, потому как началась революция».

Первая школа — знаменитая женская гимназия, построенная четой князей Долгоруковых. Вначале здание было двухэтажным. Лишь в начале 20 века пристроили третий этаж. Бабушка Натальи Михайловны училась здесь и помнила, как велось строительство. На третьем этаже девочки жили. В те времена строго относились к съему квартир, эти места тщательно контролировали, следили за нравственностью. Женская гимназия подарила стране много знаменитых творческих личностей. Например, в новозыбковском краеведческом музее есть картины из сухих цветов авторства Зинаиды Мамонтовой. Она придумала этот метод 80 лет назад, и картины до сих пор живы. Второй пример — Любовь Козинцева. Более 90 ее картин находятся в Москве в музее Пушкина. Любовь Козинцева — жена Ильи Эренбурга, лично знала Пикассо.

Не менее интересна судьба и сельхозбанка. В годы войны здесь собирали молодых людей для отправки в Германию. Ветеран Юрий Гусев вспоминал, что его от «этапа» спасла мама. Она выращивала табак, настаивала его и поила отваром ребенка. Когда юный Юрий пришел в здание сельхозбанка, на него было страшно смотреть: худой, щеки втянуты, руки трясутся. Немцы сказали «Крант, крант, туберкулез» и отправили восвояси. Они очень боялись инфекционных болезней. Сохранился в памяти Натальи Афониной рассказ знакомой: ее привезли в здание банка. Пришла ее проведать сестра, упросила отдать домой на ночь, но немцы сказали: «Оставайся вместо нее». Девчушка пришла домой, закипятила в печке два чугуна воды, ошпарила себе ноги и потом солью посыпала и растерла. Настолько люди боялись ехать в чужую страну, понимая: если здесь немцы издеваются, то что будет там.

Сохранились воспоминания новозыбковского художника Дориана Сулоева. В годы оккупации ему было 12 лет. Семья жила на улице Коммунистической, рядом с печально известным домом №30. Во двор попала бомба, образовалась огромная воронка. Ее фашисты использовали для расстрелов офицеров, евреев, комиссаров, тех, на кого показали доносчики. Немцы даже не засыпали яму, а просто посыпали тела известью, чтобы не было запаха..

А мы идем дальше, мимо гостиницы «Европа» — нынешнего здания полиции — к озеру Карна. Раньше здесь протекал ручей. В 1875 году его расширили для нужд кузниц. Русло с двух сторон расширили, запрудили, а дальше за мостом была мельница. В начале 20 века именно отсюда был вход в реальное училище — сегодняшний Новозыбковский педколледж. Во время большого 30-минутного перерыва гимназистки и реалисты ходили друг к другу в гости.

Нельзя обойти вниманием дом купца Афанасия Шведова. На первом этаже располагалось фотоателье Василия Моисеевича Немцева. Благодаря этому человеку до нас дошли старинные виды Новозыбкова. Он делал фото зданий для популярных почтовых открытых писем. Люди отправляли не только письмо, но и привет из родного города. Трагична судьба семьи фотографа. Его брат во время оккупации был бургомистром. Поговаривают, что его привезли в управу с пепелища родного дома. Он согласился на эту должность. Видимо, была ситуация, когда нельзя отказаться. Каким он был бургомистром нигде не написано. Василия Немцева Господь пожалел, он умер спокойно за месяц до прихода наших. Его могила сохранилась на территории Чудо-Михайловского храма.

Вообще, нынешние магазины на улице Ленина и Кубановской раньше принадлежали семье Шведовых. Ленина, 5 — контора по продаже зингеровских машин, рядом — гостиница «Россия», Кубановская, 18 — сберкасса, Дом творчества — жилой дом купца. А в сквере располагался Вонифатьевский храм: безумно красивый, маленький, резной. Бабушки Натальи Афониной говорили: «Как резная шкатулка, украшенная золотом». Арка от храма дожила до 1965-го. Здесь была волейбольная площадка НГПИ. Дориан Сулоев ходил в горком, просил ее не сносить, это же произведение искусства. Но ночью власти взорвали ворота, потому как отбойный молоток не брал. А почему же именно в честь этого святого храм? Все просто: Афанасий Шведов считал себя виноватым в гибели 11 рабочих на фабрике. На спичечное производство пришли два пьяных сотрудника, из-за них случился пожар. Святой же Вонифатий – покровитель трезвости. От святыни до нас дошла только часовня. Утром первого января, в день святого Вонифатия, здесь проводят молебны.

Наша экскурсия подходит к концу. Финальный штрих — Дом детского творчества. Раньше здесь жила семья купца Афанасия Шведова. В подвальной части сохранились окна. Они вросли в землю и уже не открываются. А сто лет назад из них продавали продукты. Кирпичный забор донес до нас выемку под икону — отличительную черту входных групп в жилых домах старообрядцев. Крыльцо дома Шведова украшает ковка новозыбковских мастеров. Сзади здания — бывший склад. Подсобное помещение, радующее нас красивейшей кладкой: из кирпичей разного цвета создан шедевр.

Новозыбков бережно хранит печать веков. Наша главная задача — сохранить интереснейшую уникальную историю.

Фото: газета «Маяк»


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
 подписаться на Telegram
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить